Часть полного текста документа:Тора и проблемы науки, техники и медицины проф. Иегуда Леви Искусственное осеменение, генная инженерия: галахические и философские проблемы Проблемы, вызванные развитием медицины Современная медицина добилась грандиозных успехов. Сегодня можно взять сперму у мужчины и оплодотворить ею помещенную в пробирку яйцеклетку, которая была взята у одной женщины, а затем имплантировать эту яйцеклетку в организм другой женщины. В результате в ее матке появится зародыш, который не будет считаться ее биологическим ребенком и с отцом которого она не знакома. Эта процедура используется, главным образом, для помощи бездетным семьям, где кто-то из супругов страдает бесплодием. Но тут возникает серьезный вопрос: соответствует ли такой метод духу Торы? Другими словами, что ставит Тора на первое место: рождение ребенка или целостность семьи, одна из главных задач которой - иметь общих детей? Этот метод порождает также Галахические проблемы установления отцовства и материнства. В самом деле, есть ли у такого ребенка отец и кто его мать? Кроме того, при этом методе оплодотворения происходит выделение спермы без совокупления ("напрасное выделение", как правило, запрещено). Законен ли такой ребенок? Новизна этих вопросов наглядно показывает, как остро мы нуждаемся в Сангедрине. Только он может прийти к окончательному и исчерпывающему решению. Но поскольку сей высший еврейский законодательный орган до сих пор не восстановлен, мы вынуждены самостоятельно искать ответы, понимая, что в отсутствии Сангедрина наши полномочия существенно ограничены. Тем не менее, у нас есть возможность самостоятельно исследовать эти проблемы в двух плоскостях. а. Можно рассмотреть их в виде чисто галахических вопросов. Решение будем принимать в соответствии с нашим пониманием Талмуда на основе толкований ранних и поздних Галахических авторитетов. Новая проблема подгоняется под какой-то уже известный принцип без учета духовно-агадического аспекта Торы. При таком подходе Галахический вопрос решается как математическая задача, где каждое действие можно доказать, и ответ будет всегда правильным, если не допущена ошибка в вычислениях. Но еще Рамбан предостерегал нас от таких решений: "Эта дисциплина [Талмуд] не поддается строгим доказательствам, как математика или астрономия". Если мы примем этот подход, перед нами не возникнет принципиальный вопрос о сотворении детей в пробирке, потому что в Галахе все, что прямо не запрещено, - разрешено, а сей современный метод, разумеется, не упомянут в классической законодательной литературе иудаизма. И все же не исключено, что искусственное "зарождение" запрещено, а мудрецы не говорили об этом методе лишь потому, что он не практиковался в их время. Возможно также, что запрет все-таки был сформулирован, хотя и не однозначно, и перед нами очень важная проблема. Если мы легкомысленно отнесемся к ней, то ненароком подорвем саму основу сотворения человека. б. Чтобы найти такие косвенные связи и аналогии, давайте рассмотрим второй способ решения, который связан с изучением агадического раздела Торы. При таком подходе, даже если мы найдем в Торе возражение, это вовсе автоматически не приведет к галахическому запрету; ведь Галаха тоже содержит приемы, которые позволяют ей включать в себя концепции из агады. ............ |