Часть полного текста документа:Тора в эпоху освоения космоса проф. Иегуда Леви Мы верим, что Тора охватывает все времена. Изучая ее, мы каждый раз убеждаемся в верности этого положения. Но можно ли сказать, что она универсальна также и в пространстве? Тут возникают сомнения. Тора дана нам для соблюдения на земле, в особенности для организации нашей жизни в Эрец-Исраэль, ибо она изначально предназначена для еврейского народа и основ его существования, включая землю. Значение Эрец-Исраэль в системе заповедей выводится, в частности, из следующей мицвы: "Соблюдай месяц весенний и устраивай Лесах". Однако еврей, живущий к югу от экватора, и желающий своевременно исполнить эту заповедь, будет отмечать Песах не в весенний месяц, а осенью. Между тем, все заповеди, кроме тех, которые относятся непосредственно к стране Израиля, действительны также и для других районов мира. В эпоху освоения космоса возникает проблема выполнения заповедей не только на земле, но и вне ее. Есть мнение, что нам вообще нельзя выходить в космос, поскольку он не является естественной сферой обитания человека, а значит, такой выход противоречит воле Всевышнего. Но тогда нам запрещено также и летать, поскольку, если бы Б-г хотел, чтобы мы летали, он снабдил бы нас крыльями. Иногда приходится слышать: ведь сказано в книге Тегилим: "Небеса эти, небеса - Г-споду, а землю Он отдал сынам человеческим", и тут же делается уверенный вывод, что космос, луна и другие небесные тела не принадлежат нам и мы не должны их исследовать. Чтобы разобраться с этим вопросом, надо, прежде всего, понять значение слова "небеса". Рамбан разъясняет в комментарии на первый стих Пятикнижия, что под словом "небо" подразумевается не голубой небосвод, который мы видим, и не космические тела, вроде звезд, а "высшие небеса", духовные миры. Все, что воспринимается зрением и другими органами чувств, относится к категории "земля"; поэтому во фразе "Небеса эти, небеса - Г-споду" подразумеваются духовные небеса. Прежде чем рассмотреть галахические трудности, которые возникают при отрыве человека от земной поверхности, давайте изучим аналогичную проблему применительно к самой земле. Все законы, связанные с движением луны, включая счет месяцев и установление праздничных дат, разработаны для Эрец-Исраэль. Но мы уже писали, что такие праздники, как Песах, Шавуот и Суккот, которые жестко привязаны к определенным временам года в Израиле, отмечаются в одни и те же сроки на всей земле, даже там, где порядок сезонов не такой, как в стране Израиля (например, вместо весны наступает осень). Сказанное относится к годовым циклам еврейского календаря. Однако смену дней недели, и особенно, время наступления и исхода шаббата принято рассчитывать для каждой местности отдельно, ибо в любой точке Земного шара день кончается с заходом солнца, вне всякой связи со временем заката в Эрец-Исраэль. Столь разный подход к календарным расчетам объясняется тем, что начало месяцев и праздничные даты определялись раньше в соответствии с традицией, переданной еврейскому народу, точнее, его руководителям, членам Великого Собрания. Они заседали в Эрец-Исраэль и поэтому устанавливали месяцы и праздники только для этой местности. Однако шаббат возник еще до появления народа Израиля, а именно, в седьмой день Сотворения мира, и в результате приобрел "международное" значение. ............ |