Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт филологии, массовой информации и психологии
Кафедра современного русского языка
Кафедра теории обучения русскому языку и педагогической риторики
Трансформация фразеологизмов и детские тексты
(лингвометодический аспект)
(дипломная работа)
Работа допущена к защите
«_____» _______________ 2005г.
Научные руководители
____________________________
____________________________
Зав. кафедрой________________
____________________________
Научные руководители:
Работа защищена
«_____»______________________ 2005г.
с оценкой «_______________________»
Председатель ГАК ________________
Члены ГАК ______________________
________________________________
Новосибирск 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………...……..… 4
Глава 1. Теоретические вопросы фразеологических единиц
и их трансформации……………………………………………..………..
8
§1. Понятие фразеологической единицы и ее признаки. Широкий
и узкий подход к выделению фразеологизмов…………………………..
8 §2. Границы вариантности фразеологизмов русского языка………… 16 §3. Понятие трансформации. Виды авторских преобразований фразеологических единиц………………………………………….……… 20 §4. Явление дефразеологизации……………………………………….... 29 Выводы………………………………………………………………......… 32 Глава 2. Трансформированные фразеологизмы на страницах газеты «Комсомольская правда» ……………………………………… 35
§1. Публицистический стиль и его отражение в языке средств
массовой информации……………………………………………………..
35 §2. Роль трансформированных фразеологизмов в заголовках газет…………………………………………………………………………. 37
§3. Основные особенности авторских преобразований
фразеологизмов (на материалах газеты «Комсомольская правда»)…...
41
§4. Этические границы трансформации фразеологических единиц
в публицистике……………………………………………………………
47 Выводы……………………………………………………………….…... 49 Глава 3. Методика изучения фразеологии в школе………………… 50 §1. Анализ действующих учебников и пособий по русскому языку……………………………………………………………………….. 50 §2. Уровень знаний и умений учащихся по фразеологии (констатирующий эксперимент)……………………………………….… 73 §3. Опытное обучение ………………………………………………...… 79
§4. Контрольный срез…………..………………………………….……
Выводы…………………………………………………………….…
106
112
Заключение…………………………………………………….… 115 Библиографический список………..…………………………….. 118 Приложения………………………………………………………………. 125
Введение
Фразеология – особый раздел лингвистической науки, отражающий богатство выразительных средств языка. Понимание устойчивых выражений, а также их правильное употребление в речи считаются одним из показателей совершенства речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры. Отсюда вполне закономерен тот интерес, который проявляют исследователи к данной области.
В последнее время по фразеологии написано значительное количество работ, связанных с семантикой, структурой и составом фразеологизмов, а также особенностями их функционирования в речи. ............