Часть полного текста документа:Транспортная безопасность автоцистерн для нефтепродуктов Н.Е. Сыроедов. Интенсивное развитие автозаправочного комплекса Российской Федерации привело к существенному увеличению объемов реализации и перевозок нефтепродуктов автомобильным транспортом. Основные требования безопасности конкретного образца автомобильных средств для транспортирования нефтепродуктов задаются в техническом задании на его разработку. По оценкам специалистов, до 35% опасных ситуаций возникает при наливе автоцистерн на нефтебазе, т.е. у грузоотправителя, до 25% аварийных ситуаций может возникать непосредственно при транспортировании нефтепродуктов, до 25% опасных ситуаций может возникать при сливе нефтепродукта на АЗС или нефтебазе, до 10% опасных ситуаций зафиксировано при движении пустых автоцистерн, имеют место аварийные ситуации при обслуживании автоцистерн (до 5%). Требования безопасности направлены на снижение риска возникновения аварий и катастроф при эксплуатации образца, исключение поражений и травм персонала, исключение повреждений самого образца и сопрягаемых изделий, поддержание работоспособности и эффективности применения образца, исключение или сведение до допустимых пределов вредных воздействий на окружающую природную среду. Эти требования должны приниматься в качестве исходных при оценке безопасности образца. В действующем ГОСТ 5091396 установлены некоторые требования безопасности, однако по современным международным требованиям безопасности перевозок опасных грузов (ДОПОГ) для обеспечения безопасности функционирования автоцистерн необходимо выполнение целого комплекса организационно-технических мероприятий грузоотправителями, грузоперевозчиками и грузополучателями. Учитывая положения разрабатываемых технических регламентов, актуальным представляется обсудить эти требования более подробно. В зависимости от природы действия опасных и вредных факторов основными требованиями безопасности применительно к автоцистернам целесообразно рассмотреть следующие основные виды безопасности: • функциональная безопасность; • взрывобезопасность; • пожаробезопасность; • токсическая безопасность; • механическая безопасность; • электробезопасность. Дополнительно, в зависимости от комплектации составными частями, КИМП и ЗИП, в ТЗ на перспективные образцы могут быть включены требования по следующим видам безопасности: • электромагнитная безопасность; • радиационная безопасность; • биологическая безопасность; • тепловая безопасность. В технических требованиях могут регламентироваться показатели риска и конкретные параметры по видам безопасности или общий риск при эксплуатации образца в зависимости от его технологической специфики, особенностей применения и используемых видов и марок перевозимых нефтепродуктов. Оценка безопасности образца должна включать все элементы системы менеджмента риска, как скоординированных действий по руководству и управлению организацией в отношении риска, в том числе оценку риска, обработку риска, принятие риска и обмена информацией и использование информации о риске всеми причастными сторонами к разработке образца и эксплуатации в системе нефтепродуктообеспечения. ............ |