Часть полного текста документа: Транспортный комплекс Сухопутный (ж/д, автомобильный) - транспортные средства (суда, локомативы, выгоны, самолеты) Водный (морской, речной) пути сообщения (трассы, оборудование для транспортных средств, ж/д пути) Трубопроводный транспортные предприятия (вокзалы, депо, порты, пристани, аэродромы) Воздушный Роль различных видов транспорта определяется их долей в общей транспортной работе (доля в грузообороте определенных видов транспорта в %): 1. Трубопроводный ~ 44% 2. Ж/Д ~ 43% 3. Морской ~ 9% 4. Речной ~ 4% 5. Автомобильный ~ 1,2% 6. Воздушный ~ 0,1% Ж/Д транспорт Главный вид транспорта в России - ж/д транспорт. Это обусловлено географическими особенностями нашей страны. По протяжению ж/д Россия занимает 2-ое место в мире после США - 87 тыс. км. (в 1913 - 72 тыс.). И протяженность российских ж/д составляет 11% от мировой протяженности ж/д. Ж/д транспорт обслуживает массовые перевозки различных грузов. 85% ж/д - размещается в европейской части страны. Это объясняется историческими причинами - экономика России концентрировалась в европейской части, и ее основные связи и, сл., грузопотоки ориентировались на запад и на юг, где были расположены крупные порты и основные торговые партнеры. Основные черты географии ж/д определились еще до революци и мало изменились с того времени. В европейской части их концентрация напоминает гигантское колесо, ось которого Москва, из которой в 12 направлениях расходятся дороги. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали, и по мере продвижения на восток их число уменьшается. С 1837 по 1890 создавалась ж/д сеть в европейской части России. В 1837 году была построена первая ж/д из Санкт-Петербурга в Царское Село. В 1851 инженер Мельников построил ж/д из Москвы в Санкт-Петербург. В дальнейшем ж/д стремительно строились в разных направлениях. От Москвы и Санкт-Петербурга в разные стороны шли ж/д в лучевых направлениях. Ж/Д соединили хлебные районы с крупными городами и портами, например: 1. Волгоград - Новороссийск 2. Волгоград - Орел - Рига Для вывоза леса была построена ж/д дорога: 1. Вологда - Архангельск На рубеже 19 и 20 веков была заложена Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток. 1. Вначале она была построена от Челябинска до Новосибирска. 2. Затем продолжена до Иркутска, а со стороны Владивостока - до Хабаровска. 3. Затем соединена. Во время ВОВ были построены Печорская ж/д магистраль: 1. Воркута - Котлос - Коноша и Волжская магистраль: 1. Казань - Волгоград по правому берегу Волги. Главная задача ж/д дорог России - обеспечивать надежную транспортную связь европейской части с восточными районами. Задачи на перспективу: 1. Строительство новых магистралей, для этого необходимы инвестиции. 2. Строительство второй колеи для БАМа. 3. Модернизация подвижного состава. Эти задачи особенно актуальны, т. к. между европейской частью, Уралом и Сибирью растет поток грузов, а за Уралом чень мало широтных магистралей, что создает проблемы для перевозки грузов. Стало гораздо сложнее перевозить грузы, когда Средне и Южносибирская магистрали остались за пределами России, и осталась одна Транссиб. ............ |