Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РЕФЕРАТ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2001 СОДЕРЖАНИЕ * Введение 2 * Монотонная деятельность и типологические особенности 5 * Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности 9 * Операциональная напряженность и типологические особенности 11 * Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания, и типологические особенности 13 * Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда 14 * Труд женщин и подростков 18 * Заключение 20 * Библиография 22 ВВЕДЕНИЕ Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества. Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: "Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Это форма активности" (4), можно определить, что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу. Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность трудовой деятельности, является стиль деятельности и его взаимосвязь с психофизиологическим складом человека. Под стилем деятельности понимается "система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения" (1). Особенности подхода, например, пермской психологической школы, состоит в увязывании стилей деятельности со свойствами нервной системы. Е.А. Климов считает, что типологические особенности свойств нервной системы являются "ядром" стиля. Во многих его работах показано, что склонность к тому или иному стилю деятельности определяется как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. В свою очередь стиль деятельности влияет на становление профессионала, профессиональную ориентацию и отбор, профессиональное обучение, адаптацию к данной профессии и рациональную организацию труда и на производстве. Еще в 16 веке Фрэнсис Бэкон говорил: "Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятием" (1). Видный психотехник О. Липманн связывал выбор профессии с типом темперамента. Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии подходят людям с живым темпераментом, а другие - к людям со спокойным темпераментом. "Как отмечает К.М. Гуревич, каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил" (1). От этого же будет зависеть успешность трудовой деятельности человека. Отсюда важность учета типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы, обладающих относительной устойчивостью своего проявления, при профессиональной ориентации и профессиональной трудовой деятельности. ............ |