ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПСИХОЛОГИИ ОБВИНЯЕМОГО
Содержание 1.Состояние практики изучения психологии обвиняемых на предварительном следствии. 2.Цели, содержание и пределы изучения психологии обвиняемых. 3.Приемы изучения следователем психологии обвиняемых.
Состояние практики изучения психологии обвиняемых на предварительном следствии
Изучение уголовных дел о преступлениях различных категорий (умышленные убийства, изнасилование, разбойные нападения, хищения государственного имущества, злостное хулиганство, взяточничество) и специальной литературы, отражающей опыт работы следователей, позволяет указать на некоторые трудности и типичные недостатки в собирании, анализе, использовании данных о психологических особенностях обвиняемых на предварительном следствии.
Психология обвиняемых в совершении тяжких насильственных преступлений изучается следователем полнее и глубже, чем обвиняемых в совершении преступлений других категорий.
При изучении психологии обвиняемых недостаточно учитывается специфика совершенных ими преступлений, не выявляются психологические черты, которые могли сыграть наиболее существенную роль в преступлении.
Преимущественно изучается поведение обвиняемых, а не их личностная позиция, взгляды, отношение к различным сторонам действительности.
Не изучается психология обвиняемых в тех случаях, когда факт преступления не вызывает сомнений, или обвиняемый дает чистосердечные показания, или явился с повинной.
Недостаточно внимания при изучении личности несовершеннолетних обвиняемых уделяется сбору и анализу фактов, относящихся к школьному периоду развития личности обвиняемого, в частности данных о моральной атмосфере в семье, применявшихся родителями методах воспитания и воздействия на обвиняемого, об отношениях между обвиняемым и его одноклассниками, учителями, о трудностях в учении и адаптации к школьному режиму, участии обвиняемого в неформальных группах, об интересах и увлечениях в школьные годы. Как правило, основным источником сведений об этом периоде развития личности чаще всего выступает сам обвиняемый.
При изучении состояния здоровья обвиняемого в детстве и юности следователь, как правило, ограничивается установлением данных о наличии психических заболеваний у него и его ближайших родственников. В редких случаях устанавливается: когда обвиняемый начал курить, употреблять спиртные напитки, наркотики; имеются ли у него хронические соматические заболевания, физические недостатки; каково их влияние на развитие личности обвиняемого.
Не в полной мере используются заключения судебно-психиатрической экспертизы (в частности, сведения, содержащиеся в исследовательской части, в описании психического статуса) как источник сведений об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого.
При допросе свидетелей, близко знающих обвиняемого, редко ставятся вопросы о присущих ему индивидуально-психологических особенностях, если они прямо и непосредственно не связаны с фактом преступления.
Характеристики с места работы, учебы и жительства обвиняемого носят формальный характер: «дисциплинирован» — «не дисциплинирован», «выполняет норму» — «не выполняет норму» и т. д. В них не находят отражения сведения об отношении к профессиональной и общественной деятельности, степени овладения специальностью, взаимоотношениях с коллективом, с коллегами и т. ............