1. Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования
Цена – сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар.
Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги.
Функции цены:
1. Учетная – в цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и пр. на изготовление товара. Цена определяет размер прибыли, получаемой п/п после реализации товара.
2. Стимулирующая - воздействие на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, т.к в них заложен определенный уровень прибыли.
3. Распределительная - связана с колебаниями цены под воздействием рын. факторов. Происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения.
4. Функция балансирования спроса и предложения. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают дефицит или избыточное предложение.
5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую.
Виды цен:
Оптовые цены - цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.
Закупочные цены - это оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции.
Розничные цены - цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли.
Цены на строительную продукцию бывают трех видов:
• сметная ст-ть строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;
• прейскурантная цена - средняя стоимость единицы продукции объекта строительства, например 1 м2 площади;
• договор. цена - цена, кот. устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.
Тарифы на услуги транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров.
Тарифы на услуги, оказываемые населению - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.
Классификации цен:
Группировка цен в зависимости от степени их гос. регулирования.
Регулируемые цены формируются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие гос-ва, ограничивающего рост или снижение цен в разной степени.
Свободные цены;
Фиксируемые цены - устанавливаемые на определенном уровне, изменение кот. возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию.
Группировка цен по способу получения информации.
Публикуемые цены - сообщаемые в спец. источниках.
Расчетные цены - рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей.
Группировка цен с учетом фактора времени.
Сезонные цены - цены на товары, потребление кот. носит сезон. характер.
Постоянные цены - срок действия кот. последовательно уменьшается в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени.
Групп-ка цен по способу их установления и фиксации.
Твердые цены - устанавливаются один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение всего срока его выполнения. ............