Часть полного текста документа:Церковь во времена испытаний Поводом к публикации этой работы, рассказывающей о репрессиях против Православной Церкви в тридцатые годы нашего столетия, послужило определенное сходство тех лет с нашими -- девяностыми годами. Сейчас, правда, православных не расстреливают. Пока. Но обвиняют очень похоже. Достаточно вспомнить заявления наших народных депутатов. Если речь идет об Украинской Православной Церкви -- то обязательны формулировки и эпитеты : "антиукраинская", "имперская", "промосковская", "пятая колонна", "рука Москвы". В тридцатые годы в обвинительных заключениях очень похожие люди писали очень похожие слова: "антисовесткая", "агентура фашистской Германии", "фашистская", "антинародная". Так же, как и на заре Совесткой Власти, истинную Православную Церковь зовут антинародной и антигосударственной, а вместо нее подсовывают народу "самодельную" УПЦ-Кп, как тогда -- обновленческую. Именно из-за этого сходства стоит сейчас обратиться к истории. Сегодня невозможно представить себе всю тяжесть гонений и искушений, выпавших на долю православного епископата и духовенства после революции 1917 года. О репрессиях известно многое, но самое страшное, вероятно, заключалось в том, что впервые в истории Русской Православной Церкви гонителями Ее стали бывшие прихожане или дети прихожан, в том что внутри самой Церкви открыто против Нее восстали священнослужители-раскольники. Все это было впервые и потому было особенно страшно. Какую помощь Божью и твердость веры нужно было иметь, чтобы устоять в атмосфере расколов, "обновленчества", государственной политики уничтожения Церкви. Устоять могли сильные, слабые отпадали от Церкви и становились Ее гонителями. Сейчас об этом можно судить по материалам допросов доныне хранящихся в архивах СБУ, по редким книгам -- воспоминаниям, по живым свидетельствам немногочисленных, оставшихся в живых очевидцев. Лишь все это в целом может воссоздать хотя бы отчасти то время, когда простое исполнение своего пастырского долга становилось подвигом и мученичеством, даже если пастырь и не умирал мученической смертью. Чем был Киев до революции? На этот вопрос отвечает устоявшееся словосочетание, дошедшее до наших дней "на богомолье в Киев". Киев на Руси был древнейшим духовным центром, поистине матерью не только исторической, но прежде всего духовной матерью городов Русских. Лавра, Великая Церковь, пещеры, София, Михайловский монастырь, Десятинная церковь, Китаево, Выдубичи, Межигорье -- все это духовные истоки славянского мира, живые источники той Благодати, просветившей тысячу лет назад Киевскую Русь. Но Киев никогда не был городом-музеем, городом-памятником, это был духовный родник, пробивающий себе все новые и новые русла. Об этом свидетельствует то, что монастыри возникали в Киеве вплоть до революции. Это и Покровский монастырь и Введенский и Свято-Троицкий Ионинский. Киев жил и духовно развивался, когда произошла катастрофа 17 года. Глубоко символично, что и первый мученик нового времени появился в Киеве -- расстрелянный зимой 1918 года в Лавре священномученник митрополит Владимир (Богоявленский). От святого Владимира приняла Русь крещение и от святого Владимира приняла венец мученичества. В 1927 году Иосиф Сталин писал: "Партия не может быть нейтральной относительно религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяческих религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть что-то противоположное науке. ............ |