Цвет, контраст, нюанс формы: понятие, сущность, значимость в товароведении
Выяснено, что в числе условий нормального функционирования человеческого организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа. [1]
Тема цвета бесконечно многообразна и многоаспектна. Она включает в себя множество специальных вопросов и рассматривается не одной специальностью.
Известно, что можно говорить о цвете как о проблеме физики. Цвет изучается в таких науках, как психология, физиология, медицина, культура. Художника-дизайнера тема цвета касается непосредственно, какую бы конструкторскую, проектную или графическую задачу он не решал. В системе дизайна упаковки цвет - один из самых важнейших и, несомненно, могущественных и активных элементов композиции. Он способен изменять наше представление о форме предмета, его качестве, вкусе, принадлежности, вносить живость и одухотворенность в упаковку.
Цвет может вызывать самые противоречивые чувства и мнения, ассоциации, поэтому знание специфики "цветных" вопросов позволяет корректнее решать задачи, связанные с оформлением упаковки.
Сегодня о цвете упаковки говорят как о некоем сигнале, как о специфическом языке, который на невербальном уровне передает нам некоторую информацию о продукте, товаре.
Мы воспринимаем цвет как бы на нескольких уровнях: ассоциативном, культурном и общем, т.е. физиологическом. Есть такая пословица "На вкус и цвет товарищей нет". Тем не менее исследования в области психологии, медицины показали, что цвет, влияя на человека субъективно (настроение человека, восприимчивость, характер), вызывает у разных людей аналогичные или близкие эмоциональные реакции.
Это позволяет нам говорить об объективности фактора психологического воздействия цвета. Именно устойчивость некоторых ассоциаций позволяет нам определять цвета как знаковые, сигнальные выражения определенных общих качеств, свойств, которые мы, такие разные, переносим на то, что видим.
В упаковке цвет всегда связан с формой. Он то "проявлен" в цветных рисунках, фотографиях и шрифтах, лежащих на форме, то может сам становиться формой, окрашивать ее целиком. За многими цветами давно за - крепились определенные ассоциации, в упаковке они стали предметными. Мало того, сами упаковки уже исторически привнесли в длинный список "цветных" ассоциаций устойчивые сигналы, по которым мы безошибочно угадываем масло, и варенье, стиральный порошок и зубную пасту.
Рассмотрим некоторые цвета. Назовем их условно основными и наиболее часто встречающимися. Только необходимо помнить о том, что малейшее изменение оттенка цвета приводит к изменению ощущения ассоциации, вызываемой им. Также следует помнить и о том, что описать цвет словами подчас очень трудно, потому что "вербальное" и визуальное не всегда равны, и та "цветная" терминология, которая существует в любом языке, оказывается неадекватной реальному цвету. ............