ВВЕДЕНИЕ
 Старение – неизбежный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями.
 В современном мире наблюдается рост средней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальность данного исследования.
 Проблеме психосоциального развития лиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова [23], П.А. Богомольца [6], В.В. Болтенко [], А.Г. Нагорного [25], Э. Эриксона [46], Г. Крайга [16], В.Д. Шапиро [43].
 Однако данная область проблемы психологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требует более глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.
 Методологической основой исследования является философское положение о роли социальных условий в формировании социального статуса и его изменение.
 Научная новизна исследования заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
 Практическая значимость заключается в возможности применять материал исследования в самостоятельной деятельности.
 Объект исследования – удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте как психосоциальное явление.
 Предмет исследования – условия удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
 Цель исследования – изучить особенности удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.
 Задачи исследования:
 1.  Изучить теоретические источники по проблеме исследования.
 2.  Раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.
 3.  Разработать методические рекомендации, позволяющие адаптироваться людям к меняющимся условиям в период геронтогенеза.
 Методы исследования: 
 1.  Анализ литературы.
 2.  Опросник «Удовлетворены ли вы жизнью».
 3.  Количественная и качественная интерпретация результатов.
 Структура работы: введение, основная часть (3 главы), психологические рекомендации, заключение, приложения, список используемой литературы.
 Объем курсовой работы – страниц.
 
  1. Личность и старение в современном мире
 Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целым комплексом биологических, социально–экономических, психологических причин, поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователей подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Однако данная классификация является не единственной. Например, Бернсайд с соавторами разбили этот возраст на четыре периода: предстарческий (60 – 69 лет), старческий (70 – 79 лет), позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 -99 лет) [33, с 547].
 Во всем мире наблюдается увеличение средней продолжительности жизни. Это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
 Эти демографические тенденции приводят к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этот период жизни.
  
 1.1 Чувство удовлетворенности жизнью
 Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.
 Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов.  ............