Уголовно процессуальная характеристика показаний несовершеннолетних как вида доказательств и их оценки
  
 Содержание
  
 1. Понятие и сущность показаний несовершеннолетних
 2. Особенности процесса формирования показаний несовершеннолетних
  1. Понятие и сущность показаний несовершеннолетних
 Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего вдвойне. От того насколько грамотно следователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу. 
 Суть допроса заключается в получении от допрашиваемого лица сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для уголовного дела.[1] При этом показания разных участников уголовного процесса − подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего − это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде, и зафиксированные в установленном законом порядке.[2]
 Среди следователей распространено мнение о том, что допрос несовершеннолетних не создает каких-либо трудностей, относится к разряду «легких» следственных действий. Такое убеждение связано с тем, что подростки, как правило, сознаются в совершенном, их попытки скрыть происшедшее или дать ложные показания обычно непродуманны. Тем не менее, как правильно замечают криминалисты, абсолютно бесконфликтных ситуаций не бывает, и, признаваясь в совершении преступления в целом, обвиняемые могут преуменьшать или преувеличивать свою роль в совершенном преступлении, скрывать соучастников преступления, не рассказывать про отрицательно их характеризующие эпизоды в процессе совершения преступления и т.п. 
 Таким образом, получение и оценка показаний несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, как психологические, так и процессуальные, которые будут рассмотрены в данной главе.
 В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия:
 — младенческий возраст (от рождения до одного года);
 — раннее детство (от года до трех лет);
 — дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет),
 — младший школьный возраст (от шести-семи до 11 —12 лет),
 — подростковый возраст (от 11 — 12 до 14— 15 лет);
 — ранний юношеский возраст (от 14— 15 до 17— 18 лет)[3].
 Малолетними следует считать участников уголовного процесса, не достигших четырнадцати лет. Среди них, по признакам, определяемым, в первую очередь возрастом, можно выделить, по крайней мере, три группы: 
 1) дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), 
 2) младшего школьного возраста (от 7 до 10-11 лет), 
 3) среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет). Несомненно, при правильной организации и проведении допроса малолетних свидетелей от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.
 Несмотря на то, что доля малолетних в общем массиве лиц, допрашиваемых по уголовным делам, относительно невелика, однако они в силу разных причин иногда оказываются единственными очевидцами тяжких преступлений, располагают уникальной информацией, имеющей исключительно важное значение для органов расследования.[4]
 Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается известными «кризисами» развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.
 Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности.  ............