Часть полного текста документа:Управление "мягкой" подсистемой организации. Сбалансированные цели - сбалансированная мотивация. Каким условиям должна отвечать система мотивации Дмитрий Егоров, ведущий консультант ИНТАЛЕВ Современные системы управления, автоматизация бизнес-процессов, технологизация управления - весь арсенал науки об управлении направлен на повышение эффективности деятельности предприятия. Компании инвестируют значительные средства в развитие системы управления, стремясь построить идеальную систему. При проведении проектов один из часто задаваемых вопросов: "Сколько времени нужно для внедрения системы (бюджетного управления, организационных изменений, процессного управления, стратегического управления и т.п.)?" И озабоченность сроками внедрения со стороны Заказчика вполне понятна: общеизвестно, что время - это деньги. Конкуренция обостряется, преимущества получают компании, которые способны быстро принимать решения, максимально эффективные в сложившейся ситуации. Ответ на этот вопрос приходится делить на две части: разработка системы занимает несколько месяцев, а вот запуск ее в эксплуатацию... Как правило, запуск требует не менее года, в течение которого требуется пристальное внимание ключевых руководителей и специалистов к работе спроектированного механизма. И этот срок очень сложно сократить. В чем же причина такого разрыва? Дело в том, что организация как система состоит из двух подсистем: "жесткой" и "мягкой". Жесткая система - это "механистическая" часть организации, которая совершенно однозначно реагирует на воздействие, совершенствование жесткой системы осуществляется за счет изменения состава ее элементов и связей между ними - реструктуризации. Именно ее мы изменяем, когда проектируем изменения в системе управления, именно ее можно изменить за считанные месяцы. Но приводит ее в действие "мягкая" система - система, чью реакцию на управляющее воздействие можно предсказать только с определенной долей вероятности. Основу "мягкой" системы составляют люди, а основным механизмом изменения ее поведения - обучение и убеждение. Мотивация - основной механизм управления поведением "мягкой" подсистемы, подкрепляющий "правильное" поведение и наказывающий за "неправильное" поведение в организации. Постараемся описать минимальный набор требований к системе мотивации. Идеальная система мотивации должна учитывать весь набор потребностей существующих у работников (в качестве наиболее известной модели можно использовать пирамиду Маслоу) - соответственно в состав компенсационного пакета (набора ценностей, которые получает работник в обмен на труд для организации) должны входить как материальные (деньги, подарки и т.п.), так и нематериальные стимулы (признание, статус и т.д.). Последнее время, все чаще компенсационный пакет формируется по принципу "меню", когда в заданных рамках работник может самостоятельно сконфигурировать состав компенсационного пакета. Но широта и охват потребностей еще не гарантия эффективности системы мотивации. Все еще некоторые работодатели питают иллюзии, что высокая заработная плата и так называемый социальный пакет - основа системы мотивации, и бывают здорово удивлены, что мотивация падает. Рассмотрим структуру системы мотивации, считая, что компенсационный пакет состоит из материальной и нематериальной части, охватывающий основные ценности работников. Система мотивации в идеале должна состоять из трех уровней: первый отвечает за привлечение и удержание сотрудника, его основу составляют должностные обязанности и отношения в коллективе, а выражается он в постоянной части компенсационного пакета. ............ |