Введение
Актуальность темы.
Экономические реформы последнего десятилетия двадцатого века в Российской Федерации показали, что проведение структурных преобразований в разной степени может отражаться на благополучии муниципальных образований. Для городов с диверсифицированной промышленностью ухудшение условий функционирования одной или нескольких отраслей городской экономики не является фатальным. В то же время для муниципальных образований, экономика которых в высокой степени зависит от результатов деятельности одного предприятия или группы предприятий, ориентированных на один сегмент рынка, резкие ухудшения в хозяйственной среде приводят к катастрофическому падению уровня жизни населения, проживающего на данной территории [1].
Между тем, с ликвидацией системы планирования развития территорий, существовавшей в СССР, в Российской Федерации только формируется новый подход к предотвращению негативных социально-экономических последствий в развитие городов. Необходимость его создания обусловлена как наличием отрицательных экономических и социальных последствий снижения деловой активности, так и самой системой расселения населения в нашей стране.
При решении данной задачи возрастает потребность в совершенствовании теории и методологии муниципального социально-экономического прогнозирования, прежде всего потому, что особая роль в формировании новой системы отношений экономической, социальной и политической жизни страны принадлежит городам, как наиболее приближенной к населению уровня власти.
В этих условиях возникает необходимость определения различных сценариев дальнейшего социально-экономического развития монопрофильных городов в долгосрочном периоде, и построения на их основе научно-обоснованного прогноза с выявлением перспектив города и способов нейтрализации негативных последствий развития в рамках полномочий, как органов местного самоуправления, так и государственной власти. Без такого прогноза вероятность ошибочных действий увеличивается, а цена этих ошибок может быть слишком высокой.
Факторами, активизировавшими развитие моноотраслевых городов, стали исторически сложившаяся ориентация экономики страны на расширение экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и широкое использование монофункционального подхода в период планового хозяйства как средства «оптимизации» территориальных пропорций национального экономического пространства. В результате сформировался особый тип моноспециализированного города, социально-экономическое положение которого практически полностью зависит от функционирования малоэластичного к структурным преобразованиям градообразующего предприятия, чей жизненный цикл, в свою очередь, жестко ограничен из-за истощения невозобновимых ресурсов. При этом возникают социально-экономические проблемы: рост безработицы, преступность, потеря накопленного «человеческого» и «социального» капитала, омертвление материальных и финансовых активов.
Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что в России вопросы обоснования долгосрочной стратегии развития моноотраслевых городов пока не нашли достойного отражения в теории и практике муниципального управления. Существенная система инструментов федеральной, региональной и городской политики малоэффективна для моноспециализированного города в силу слияния присущих ему функционально-производственных и социально-экономических структур.
Все вышеизложенное легло в основу выбора темы выпускной квалификационной работы и определило его актуальность. ............