Валерий Викторович Ивaнoв, доктор экономических наук, профессор Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина при Президенте РФ.
Контроль затрат важен для любой компании с точки зрения их влияния на конечный финансовый показатель — прибыль. Учет и распределение затрат в производстве, продвижении и реализации товаров (услуг) — важнейшие элементы управленческого учета, поскольку себестоимость единицы продукции является базой для принятия большинства управленческих решений. Но для всесторонней оценки полученных результатов и реализации на их основе последующих программ и планов управления издержками необходимо четко понимать их классификацию, выявлять и структурировать процессы формирования себестоимости.
Учет и распределение затрат в производстве, продвижении и реализации товаров (услуг) — важнейшие элементы управленческого учета, поскольку себестоимость единицы продукции является базой для принятия большинства управленческих решений, в частности:
какие виды товаров (услуг) следует продолжать производить, а выпуск каких товаров следует прекратить;
создавать самостоятельно или закупать необходимые для производства конечного продукта предприятия комплектующие материалы, услуги;
какую цену необходимо назначить;
приобрести ли новое оборудование, изменить ли технологию и организацию производства и т.д.
Контроль затрат важен для любой компании с точки зрения их влияния на конечный финансовый показатель — прибыль. Но для всесторонней оценки полученных результатов и реализации на их основе последующих программ и планов управления издержками необходимо четко понимать их классификацию, выявлять и структурировать процессы формирования себестоимости. Как правило, под затратами понимают потребленные ресурсы или денежные средства, которые нужно заплатить за требуемые в финансово-хозяйственной деятельности компании материалы и услуги. Первостепенное значение для организации управленческого учета имеет детализированная классификация затрат, наиболее распространенные из которых предполагают классификацию в зависимости:
от экономической роли в процессе производства — основные и накладные;
способа включения в себестоимость продукции — прямые и косвенные;
отношения к объему производства — переменные и постоянные.
Структурированные с помощью приведенных классификаций затраты отражают, сколько и каких ресурсов использовано или предполагается задействовать под решение конкретной задачи. Таким образом, выбор и внедрение классификации расходов необходимо производить с учетом особенностей мониторинга достижения стратегических и оперативных целей, а также отраслевой, рыночной, организационно-правовой специфики предприятия.
Рассмотрим подробнее особенности поведения издержек и их влияние на принимаемые управленческие решения.
1. Инкрементные и маржинальные издержки
Инкрементные (приростные или дополнительные) расходы представляют собой разность между величинами издержек для рассматриваемых видов продукции, возникающих при каждом анализируемом варианте объема производства. К ним можно отнести дополнительные затраты, ожидаемые при возможном увеличении ежемесячного объема строительства на 100 кв. м с 10000 до 10100 (табл. 1). Отметим, что такие затраты могут включать или исключать постоянные издержки. ............