Часть полного текста документа:Усадьба "Кусково" О. Баранова, директор музея "Усадьба "Кусково" XVIII века" Архитектурно - парковый ансамбль Кускова восхищает не одно поколение любителей прекрасного. Созданный в XVIII веке, он вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Не все дошло до нашего времени. Но главное - архитектурно - пространственное решение основных строений и парка почти полностью сохранилось. Уникален и кусковский интерьер - один из самых тонких и художественно выразительных в XVIII столетии. Первое упоминание о Кускове как "подмосковной" бояр Шереметевых относится к началу XVI века. Небольшая вотчина с землей, малоудобной для обработки, не представляла хозяйственного интереса, зато часто служила "охотной забаве". С 1715 года ею владел Б. П. Шереметев - видный военачальник, сподвижник Петра I. При нем здесь был разбит большой сад, построены деревянные оранжереи. Сын фельдмаршала, Петр Борисович Шереметев, отдавая дань новым формам быта - торжественным приемам, пышным ассамблеям, многолюдным праздникам, превращает Кусково в "летний загородный увеселительный дом". Кажется, что усадьба создана в один прием - так целостна она по художественному замыслу. Однако Кусково строил не один архитектор. До 1754 года всеми работами руководил Юрий Иванович Кологривов, долго живший в Италии и хорошо знавший итальянскую архитектуру. После его смерти ведущим архитектором усадьбы становится 23-летний крепостной Шереметева Федор Семенович Аргунов. С 1765 по 1780 год в Кускове "смотрение имел" известный московский зодчий Карл Иванович Бланк. Деловая переписка владельца усадьбы называет еще несколько имен архитекторов - "собственных его сиятельства" и вольных. А рядовые исполнители? cотнии крепостных и наемных мастеров - каменщиков, плотников лепщиков, резчиков, декораторов, имена которых, за редким исключением, остались нам неизвестными, работали тут. Кусково - это памятник и их труду, и таланту. Усадьбу строили, перестраивали и совершенствовали более 30 лет - с конца 1740-х годов. План-панорама Кускова, выполненный несколько лет назад по планам и чертежам XVIII века, дает хорошее представление о пространственной организации ансамбля. С юго-запада на северо-восток его пронизывает главная планировочная ось, связывающая воедино три части усадьбы - запрудную, регулярную и пейзажную. Композиционным центром является средняя часть - регулярный парк (от латинского слова "регула" - правило). Элементы "правильности" внесены и в запрудную часть: три прорезывающие ее просеки направлены на главный портик дворца. Кроме Большого пруда, в водную систему усадьбы входили пруды малые и канал, опоясывающий регулярный парк. Еще один канал, в запрудной части, заканчивался пышно декорированной белокаменной стенкой с фонтанами - "каскадами". Он открывал вид на Вешняковскую церковь XVII века - организующую вертикаль ансамбля. Лучше всего сохранилась регулярная часть с парадным двором, асимметрично расположенные постройки которого придают композиции живописность. Большой пруд усиливает эмоциональную выразительность пейзажа, отражая в своем зеркале дворец - главное сооружение усадьбы. Из окон его в дни празднеств открывалась картина театрализованных представлений, главной ареной которых был пруд. Под звуки рогового оркестра и хора песенников по водной глади скользили расцвеченные ялики и челноки, с острова-крепости палили пушки, в волнах отражались огни затейливых фейерверков. Дворец построен под руководством К. ............ |