Часть полного текста документа: 27 января 1904 г., в первый день русско-японской войны, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вступили в неравный бой с целой эскадрой противника. Корабли погибли, но не сдались. Воспитанные на вековых традициях русской воинской доблести, моряки "Варяга" и "Корейца" вписали новую страницу в книгу славы отечественного флота, поддержав, как того требовал Морской устав, "честь русского имени и достоинство русского флага". Героический бой "Варяга" и исключительный драматизм предшествующих ему событий не перестают волновать и сегодня. Подумаем хотя бы о положении командира В.Ф.Руднева, ответственного за судьбу своих кораблей и охрану русской миссии в Сеуле. Ощущение неотвратимо нарастающей военной угрозы и отсутствие какой-либо связи с командованием, так и не удосужившимся отдать соответствующие моменту распоряжения; наглость врага, оккупирующего нейтральный порт, и вынужденное бездействие русских кораблей ввиду строжайшего приказа сверху "не мешать и не уходить"; удивительная пассивность перед лицом агрессора внушительной международной эскадры, находившейся в гавани Чемульпо, - вот только далеко не полный перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться Рудневу. Окруженный коварным врагом и лицемерными друзьями, - сколько мужества и самообладания должен был проявить командир в ожидании развязки событий, изменить которые он был не властен! Почти столетие отделяет нас от тех дней. Великие перемены произошли за это время в судьбенашей Родины, величайшие в истории человечества сражения отгремели на её полях, но в буре огненных лет подвиг "Варяга" не забылся. Он живет в душе народа, в его песнях. "Плещут холодные волны..." - кто не знает этой мелодии, которая прошла все испытания времени и сегодня так же молода, как и сама слава "Варяга". Слава "Варяга" и "Корейца" перешагнула границы России. Их подвиг взволновал весь мир, и эти чувства прекрасно передал немецкий поэт Рудольф Грейнц в стихотворении, которое уже в марте 1904 г. в замечательном переводе Е.М.Студенской стало известно всей России и дало жизнь ныне народной песне "Наверх, вы, товарищи, все по местам..." Воплотивший многие самобытные идеи русских инженеров и моряков, "Варяг" был спущен на воду в начальный период технической революции, поэтому в нем неизбежно отразились многие противоречия того периода в судостроении, отличавшегося неустойчивостью и крайностями в постановке задач, выборе способов их осуществления и в оценках многих технических решений. Головной корабль новой серии легких крейсеров, создаваемых для нужд "Дальнего Востока", "Варяг", по существу, оказался экспериментальным кораблем, на котором был применен ряд непроверенных и мало испытанных технических новшеств, сыгравших крайне неблагоприятную роль в его судьбе. В последнее десятилетие прошлого века перед Россией встала задача резкого усиления своих морских сил на Дальнем Востоке. Виной тому была империалистическая Япония. Отказавшись от традиционной политики изоляции и вступив на путь капиталистического развития, японские милитаристы вооружились новейшей европейской техникой и взяли открытый курс на создание собственной колониальной империи в Восточной Азии. Победа над Китаем в войне 1894-1895 гг. создала прямую угрозу русским интересам на материке, и для противодействия японской экспансии в китайском порту Чифу сосредоточиваются соединенные Средиземноморская (контр-адмирал С. ............ |