Часть полного текста документа:Важнейшие этапы становления теории менеджмента СМИ Кирилл Кучеров Возможно, с философской точки зрения ранние теории менеджмента как науки управления кажутся сейчас слишком узкими и зависимыми от жесткой регламентации как менеджеров, так и служащих. Тем не менее, многие из них до сих пор влияют на практику современного управления. Чтобы понять поведение нынешних руководителей СМИ, необходимо провести исторический анализ. Основателем теории, в соответствии с которой стремление индивида к труду почти исключительно продиктовано денежным вознаграждением, был Адам Смит (1723-1790). Он не уделял внимания другим сторонам человеческой сущности, действительным нуждам работников помимо оплаты - нуждам признания, востребованности. Сегодня подобный однонаправленный подход к мотивированию сотрудников СМИ может стать катастрофическим. Чтобы эффективно мотивировать служащих, необходимо удовлетворять очень широкий спектр их потребностей. Тем не менее, многие менеджеры СМИ все еще пытаются мотивировать своих работников, основываясь на ошибочном убеждении, что деньги способны решить все проблемы с персоналом [1]. Фредерик Тейлор (1856-1915) и его современники, в частности, Генри Гантт, а также Фрэнк и Лилиан Гилбрет, разработали теорию, известную под названием "научный менеджмент". Эта теория, хотя и во многом дискредитированная, сегодня все же преобладает в некоторых отраслях СМИ. Тейлор, работая в компаниях "Ю.С.Стил" и "Форд Мотор Компани", критиковал неэффективность производства с научных позиций, включающих понятие сдельной платы рабочим. Это привело к созданию многолинейного подхода к массовому производству. Тем не менее, Тейлор, как и Смит, считал экономическое вознаграждение первичной мотивацией труда; он сознательно игнорировал обязанность менеджера помочь своим служащим удовлетворить другие, в том числе психологические нужды. В наше время обезличенный подход к служащим как к многопрофильным автоматам неэффективен в бизнесе СМИ. Макс Вебер (1864-1920) увидел большую эффективность в использовании организационной структуры как связующего звена для отдельных фрагментов трудовой деятельности, четко выделяя иерархию власти, распределяющей узкоспециализированные рабочие места для всех сотрудников. Вебер и другие теоретики того времени создали административную, или бюрократическую школу менеджмента, главным постулатом которой было то, что корпоративная бюрократия, действующая по жестко установленным правилам, универсальна - даже обезличенная - в отборе, продвижении и дисциплинировании сотрудников. Это следует из общей концепции М.Вебера, который, в противовес концепции одномерного расслоения К.Маркса, первым провел различие между классами и статусом групп [2]. Он выделил три критерия расслоения - экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три единицы стратификации - класс, партия и статусная группа. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объединенные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания. Прорыв в технологиях современного управления произошел в 20-х гг. ХХ века. Исследователи осознали, что человеческие отношения в сфере труда не менее важны для эффективности чем, к примеру, физические условия, и что эти отношения не ограничены функцией связующих звеньев внутри организации. ............ |