Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
погибшие в бою.
пусть всех имен не назову,
нет кровнее родни
не потому ли я живу,
что умерли они?
чем им обязан — знаю я.
и пусть не только стих,
достойна будет жизнь моя
солдатской сметри их...
Степан Щипачев
Здесь раньше вставала земля на дыбы, А ныне гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы — Все судьбы в единую слиты...
Фронт налево, фронт направо, И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идее, кровавый, Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле...
Начертала война на трагических плитах Имена, имена, имена...
Вы навек рождены, Вы вовек не забыты,
Если Родина-мать спасена...
Захвату Харькова — одного из крупнейших индустриальных, научных и культурных центров СССР, стратегически важного транспортного узла — фашистское командование придавало огромное значение. С первых недель войны промышленность Харькова, дававшая в предвоенный период 40% продукции машиностроения республики и 6% общесоюзного производства, была перестроена на военный лад. Заводы и фабрики города, несмотря на массированные налеты вражеской авиации, выпускали многие виды вооружения и боеприпасов, крайне необходимые Красной Армии. Лишить Советские Вооруженные Силы этого мощного потенциала, заставить его работать на вермахт — таковы были планы гитлеровских стратегов.
Еще задолго до подхода фашистских полчищ к границам области, трудящиеся Харьковщины, как и весь советский народ, активно выступили на защиту своей социалистической Родины. Уже в первые месяцы войны ушли на фронт многие десятки тысяч харьковчан, в их числе 18 698 коммунистов и 86 224 комсомольца. На строительство оборонительных рубежей трудились более 300 тысяч жителей Харьковщины. В фонд обороны было внесено около 100 миллионов рублей.
В начале сентября 1941 года, после захвата немцами Кременчуга и Полтавы и выхода противника на территорию харьковской области, в район Валки — станция Искровка, была организована оборона на подступах к Харькову. Завязались упорные бои с противником. Его продвижение значительно замедлялось.
После того как враг занял железнодорожные и промышленные объекты к западу и югу от Харькова, войска НКВД были сосредоточены в городе и вокруг него. Они несли службу по поддержанию революционного порядка в полосе фронта.
Личный состав Харьковского полка под командованием подполковника Майбороды и бронепоезда, которым командовал капитан В. Т. Турганов, а комиссаром был младший лейтенант Л. Г. Гольдфарб, совместно с частями Красной Армии успешно обороняли Харьковский железнодорожный узел, нанося немцам значительные потери. Наши части несли патрульную службу и взаимодействовали с истребительными батальонами народного ополчения. Фашисты пытались воздушными десантами захватить Изюм, Змиев, Балаклею, занять железную дорогу, разрушить мосты вокруг Харькова и парализовать боевые действия наших войск в этом районе, а также затруднить доставку боевой техники и войск на фронт и эвакуацию промышленных объектов и населения из города. Поэтому была усилена охрана мостов вокруг Харькова, организованы заградительные отряды по борьбе с десантами. Благодаря принятым мерам гитлеровцам не удалось захватить Изюм и Змиев, вывести из строя железную дорогу вокруг Харькова.
…20 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Красноградом. ............