Часть полного текста документа:Виды работ над пунктуационными правилами в VIII классе Так как по программе в 8 классе основной курс - это синтаксис, то, конечно, больше времени уделяется пунктуационной работе. Работа ориентирована по учебнику "Русский язык. 8 класс" под ред.С.Г. Бархударова. Объяснение правил включает следующие виды работы: объяснение терминов и наименований, выделение нормы и условий ее действия, мотивирование отдельных положений правила, сопоставление правил, подбор и составление примеров. Объяснение терминов и наименований, входящих в правило. Ознакомление с терминами, входящими в правило, определяется характером самого термина и предшествующей работой над ним. В одних случаях достаточно проверить и уточнить понимание термина, дать упражнения, которые бы предупредили смешение его с другими сходными наименованиями. Так, в правилах обособления определений употребляется термин "определяемое слово". По определяемому слову находится определение, с ним связано установление условий обособления. С этим термином учащиеся знакомы с VII класса: при изучении причастий им сообщалось правило о выделении запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Однако длительное употребление этого понятия не всегда приводит к четкому его пониманию и умению обнаруживать, поэтому сопоставление терминов "определяемое слово" и "определение", экспериментирование, связанное с изменением места определения по отношению к определяемому слову, лучше подготовит учащихся к усвоению правил обособления. Иная работа потребуется при изучении этой же темы над терминами "согласованное определение", "несогласованное определение". В основе этой классификации лежит способ связи определения с определяемым словом. Учащихся обычно не затрудняет понятие "согласованное определение". С определениями, выраженными прилагательными и причастиями, они встречались чаще всего, и им не раз приходилось обращать внимание на уподобление определений по форме определяемому слову (в орфографических целях). Здесь классификационное наименование соответствует названию способа связи определения с определяемым словом. Труднее осмысливается понятие "несогласованное определение", потому что само наименование не указывает способ связи определения с определяемым словом. В этом случае требуется показать, что несогласованное определение может связываться с определяемым словом по способу управления (избушка лесника, платье из шерсти, домик у дороги) или примыкания (брюки навыпуск, возможность учиться). Раскрытие способа связи поможет наполнить термин нужным содержанием. Как видим, в данном случае мало повторить материал, знание которого необходимо при усвоении нового понятия, потребуются обобщение и специальная работа над уточнением значения термина. Дифференциация работы над терминами необходима и при объяснении нового материала. Своеобразие понятия определяет и особенности работы над ним. Например, при изучении правил обособления определений вводится понятие "обстоятельственное определение". Двойная функция такого члена предложения хорошо раскрывается, если учащимся показать связь его и с подлежащим, и с составом сказуемого: от подлежащего ставится вопрос, на который отвечает определение; от сказуемого - вопрос, на который отвечает обстоятельство. ............ |