Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное агентство по культуре и кинематографии
 Федеральное государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
 «санкт-петербургский государственный университет
 культуры и искусств»
 Библиотечно-информационный факультет
 Р Е Ф Е Р А Т на тему:
 «Виртуальные справочные службы как форма организации онлайнового СБО»
 Выполнила: Лихачёва Ю., 321 гр.
 Проверила: Жабко Е. Д. 
 Санкт-Петербург
 2008
  Содержание Введение 
I. Появление виртуального справочного обслуживания
 II. Технологические аспекты реализации на примере ВСС РНБ «Спроси библиографа»
 III. Особенности аудитории удалённых пользователей библиотек и их запросов
 IV. Библиографы
 V. Справки
 VI. Ресурсная база обслуживания
 VII. Организация работы в рамках службы
 Заключение
 Список использованных источников
 
  Введение 
Свидетельством изменений в традиционном справочно-библиографическом обслуживании (СБО) являются создаваемые в отечественных библиотеках виртуальные справочные службы (ВСС), которые часто называют "виртуальной справкой". Они ориентированы на обслуживание удалённых пользователей и предоставление в ответ на запросы готовой информации как в виде ссылок на имеющиеся сетевые ресурсы, так и в привычной для пользователей форме - в виде библиографических списков и фактографических данных. Создание таких справочных служб объясняется объективными причинами: увеличением российских Интернет-ресурсов, которые используются при выполнении запросов пользователей; формированием новой пользовательской аудитории, испытывающей потребность в круглосуточном доступе к электронным каталогам библиотек, получении электронных копий документов и помощи высококвалифицированных библиографов; готовностью профессионального сообщества к освоению новых форм обслуживания пользователей.
 Новизна этого направления обслуживания, а также активность библиотек в освоении новых организационных форм и технологических разработок, формирующих ВСС, обусловливают необходимость осмысления того, являются ли такие службы логическим продолжением СБО и его проекцией в Интернете, или это самостоятельная разновидность информационного обслуживания. Практически все элементы системы традиционного СБО присутствуют в сетевом аналоге. Существуют и привычные связи, объединяющие перечисленные элементы в единое целое, а именно технология выполнения запросов и организационные формы обслуживания. Цель реферата - рассмотреть проявления вышеозначенных элементов системы в среде Интернета и описать существующие организационные формы онлайнового СБО удалённых пользователей.
 
  I. Появление виртуального справочного обслуживания
 Виртуальное справочное обслуживание (ВСО) не является отечественным изобретением. У нас оно возникло осенью 2000 г. по «инициативе снизу». С апреля 2004 г. ВСО ведёт федеральная библиотека – Российская национальная библиотека, о намерении организовать его объявила и Российская государственная библиотека. Со временем многие участники ВСО осознали, что самостоятельное развитие чревато ошибками и набиванием шишек, которого вполне можно избежать в корпоративном проекте Виртуальной справочно-информационной службы (ВСИС).  ............