Часть полного текста документа: Виссарион Григорьевич Белинский родился 1 июня 1811 года в городе Свеаборге, в семье флотского лекаря. Его детские годы прошли в городе Чембаре Пензенской губернии, куда в 1816 году перевёлся на службу его отец. Одиннадцатилетнего мальчика отдали в Чембарское уездное училище, по окончании которого Белинский поступил в Пензенскую гимназию. Ещё в отрочестве у Белинского определились необыкновенная самостоятельность мышления, с годами укрепившееся в нём чувство независимости и собственного достоинства - характерные черты его интеллектуального и нравственного облика. С ранних лет Белинский сталкивался с ужасами крепостного права и помещичьего произвола. Впечатления детства и юности сформировали демократизм Белинского, ставший основой его идейных исканий. Глубокий патриотизм, вера в силу разума, страстные поиски правильной теории, направленной на переустройство общества, - вот что характеризует Белинского на всём протяжении его деятельности. Не окончив гимназии, Белинский отправился в Москву и с осени 1829 года стал студентом Московского университета по словесному факультету. Занятия в университете, а также товарищеское общение со студентами помогали Белинскому осознать богатые жизненные впечатления и наблюдения, способствовали развитию у него критического отношения к действительности. Важнейшим фактором в развитии мировоззрения Белинского явились освободительные традиции передовой русской общественной мысли и литературы. Юношескую драматическую повесть Белинского "Дмитрий Калинин", с её антикрепостническим пафосом, исследователи справедливо связывают с революционными идеями книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Новейшие исследования показали, что к восприятию творчества Радищева Белинский был подготовлен ещё в Пензе, где он читал и изучал передовых русских писателей XVIII века. Ко времени поступления в университет Белинский был уже широко образован. После разгрома восстания декабристов Московский университет сделался одним из очагов передовой независимой мысли в России. В общении с университетской молодёжью, в студенческих кружках Белинский нашёл благоприятную почву для своего идейного роста. В 1830-1832 годы Белинский участвовал в студенческом "Литературном обществе 11 нумера", где была прочитана его драматическая повесть "Дмитрий Калинин". В этой повести, отразившей реальные впечатления крепостной действительности, которую знал Белинский с детства и юности, нашли отклик революционные идеи Радищева, а также идеи и образы декабристской поэзии. Память о декабристах жила среди студентов Московского университета: о них помнили в революционном кружке Сунгурова; традиции декабристской поэзии продолжил Полежаев, с которым жестоко расправилось николаевское правительство незадолго до поступления Белинского в университет. Белинский был разночинцем-демократом, начинавшим свою деятельность через несколько лет после восстания декабристов. Он видел, что путь, которым шли декабристы, не привел к победе, а других, новых путей борьбы с крепостническим строем нужно было ещё искать. Однако идея свободы человеческой личности, завещанная декабризмом, осталась для него несокрушимой. Продолжение и углубление освободительных идей, унаследованных от декабризма, стремление обосновать их на почве реальной действительности, поиски таких путей человеческой деятельности, которые ведут к подлинно разумному общественному строю, - всё это составляло содержание исканий Белинского. Надеясь на издание "Дмитрия Калинина", Белинский представил пьесу в цензуру. ............ |