Содержание
Что такое семейное чтение?
В чем различие роли семейного чтения для разных возрастов «вчера» и «сегодня»
Почему семейное чтение ушло в прошлое? Что может сделать библиотека, чтобы его вернуть
Как библиотека способствует и может способствовать развитию семейного чтения
Работа семейной библиотеки
Список литературы
Что такое семейное чтение?
Как известно, есть мир литературы, придуманный писателями, и есть реальный мир людей, с их актуальными жизненными задачами, кругом интересов, уровнем культуры. Соединяет эти миры чтение.
В XX веке чтение стало рассматриваться как процесс зрительного восприятия, узнавания слов, мыслительный и познавательный процессы, процесс извлечения и создания смысла, как вид речевой деятельности, как событие и явление, связанное с текстом, чтецом и контекстом, к которому приобщаются, которому обучаются в грамотном сообществе.
Чтение, являвшееся целью обучения в начальной школе, стало средством обучения в средней школе и становится учебной и профессиональной компетенцией. С первого дня обучения в школе детей учат читать, читать вдумчиво, внимательно, эмоционально переживая вместе с героями все происходящие события. «Чтение – есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас самих дверь обители, куда бы мы иначе не сумели бы проникнуть» – говорил Марсель Пуст. Цель обучения чтению – это помощь ребенку самостоятельно находить скрытый в произведениях смысл, выбирать такие книги, которые обогатят духовный мир маленького человека. Чтение – не самоцель, а радостный способ опосредованного искусством постижения жизни, условие для самоактуализации личности ребенка. Чтение имеет большое воспитательное значение, потому что прочитанное, через эмоциональную сферу, через подсознание, переживание отпечатывается на человеке, регулирует и корректирует человеческое поведение. Чтение – это чудодейственная сила, которая содержит выдающиеся и поразительные свойства, помогающие читателю:
– видеть невидимое, из обычных слов рождать уникальные образы и картины;
– «живой водой» воображения оживлять персонажи, делать их своими собеседниками и друзьями;
– переселять из мира внешнего в мир, субъективный, скрытый;
– перевоплощаться мысленно в другое лицо и его глазами смотреть на мир;
– снимать физическую и душевную боль;
– генерировать собственные мысли, отталкиваясь от мыслей авторов и персонажей
– познавая литературных героев, познавать самого себя, становясь при этом «выше себя», – все это стимулы чтения, а стимулировать чтение, значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом.
Для юного читателя очень важно, чтобы процессом его чтения руководил какой-либо начитанный взрослый, а лучше всего – родитель.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. ............