МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Психологический факультет
Кафедра педагогики
ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ВЫБОР
ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКАМИ
Дипломная работа
Выполнила студентка VI курса
Заочного отделения психологи-
ческого факультета, специаль-
ность “социальная педагогика”
Мурашкина Надежда Юрьевна
Научный руководитель,
старший преподаватель
Мокраусов Игорь Васильевич
Допущена к защите Дипломная работа защищена
“___”____________2002г. “___”____________2002г.
____________________ Оценка_______________
Председатель ГАК___________
Самара 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..……………3
Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации подростков.…………………………………………………………………………………8
§1. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества………………………………………..……………………………..8
§ 2. Возрастные особенности формирования личности подростка………….16
§3. Мотивы выбора профессии………………………….…………………...29
Глава II. Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования………………………………...…..45
§1. Структура профориентационной работы…………………….…………..45
§2. Профессиональная консультация…………….…………………….…….55
Заключение…………………………………………………………………...……60 Список литературы………………………………………………..……………..61 Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [7, с.15]
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2, с.5]
Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [17, с.13]
В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек — профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. ............