Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
"Московский городской педагогический университет"
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Факультет психологии
Кафедра общей и практической психология
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
"Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников"
Специальность "Психология"
Студентка: Михеева Наталья Валентиновна
5 курс, заочное отделение
Руководитель: ст. преподаватель
к. психол. н. Ерёмина Лариса Юрьевна
Допущена к защите ____________
Москва, 2009 год
Содержание
Введение. 5
Глава 1 Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. 8
1.1 Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке. 8
1.2 Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр. 16
1.3 Психологическая готовность детей 5-6 лет к школьному обучению.. 30
1.4 Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. 49
2.1 Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников. 49
2.2 Описание полученных результатов. 53
2.2.1 Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.) 61
2.2.2 Методика определения мотивационной готовности к обучению в школе. Романова Е.С. 72
2.3 Анализ и интерпретация результатов. 84
Заключение. 88
Список литературы.. 93
Приложение 1. 98
Задание 1. Вопросы для беседы по определению желания ребенка учиться в школе и его представлений о школе. 100
Задание 2. 101
Задание 3. 101
Задание 4. 102
Приложение 2. 105
Приложение 4. 121
Занятие № 1. 121
Занятие № 2. 122
Занятие № 3. 123
Занятие № 4. 124
Занятие № 5. 124
Занятие № 6. 125
Занятие № 7. 126
Занятие № 8. 127
Занятие № 9. 128
Занятие № 10. 129
Приложение 5. 130
Ритуал приветствия. 130
"Четыре стихии". 130
"Запоминай порядок". 130
"Попугай". 131
"Ритуал прощания". 131
"Настроение в цвете". 131
"Бег ассоциаций". 131
"Изображение предметов". 132
Физминутка "Ванька-встанька". 132
"Зеркало". 132
"Пары слов". 132
Физкультминутка "Шалтай-болтай". 133
"Собери картинку". 133
"Путаница". 133
"Ищи безостановочно". 134
"Волшебное яйцо". 134
"Маленькие обезьянки". 134
"Бывает - не бывает". 134
"Бип". 135
Игра “Ласковое имя”. 135
Игра “Животные”. 135
Игра “Прорвись в круг”. 135
Игра “Глухой телефон”. 136
Игра “Енотов круг”. 136
Беседа о настроении. 136
Игра “На что похоже настроение”. 137
Игра “Слепой фотограф”. 137
Игра “Салют”. 137
Игра “Настроение и походка”. 137
Этюд “Солнечный зайчик”. 138
Беседа о стране знаний. 138
Игра “Волны”. 139
Упражнение “Гласные буквы”. 139
Этюд “Минута шалости”. 139
Мимическое упражнение. 139
Упражнение “Акустики”. 140
Игра “запрещенная буква”. 140
Игра “что изменилось?”. 141
Игра “лишняя игрушка”. 142
Игра “согласованные действия”. 142
Введение Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. ............