ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
 Факультет социальной педагоги и психологии
 ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА
 Тема: «Влияние взаимоотношений в семье на развитие
  личности ребенка»
 Специальность: «031000 – Педагогика и психология»
 Выполнила:  Гарабажиу Е. А.
 студентка 6 курса заочной
 формы обучения 
 Научный руководитель: 
 К.П.Н. профессор
 кафедры психологии
 Македон Т. А.
  
 Биробиджан, 2006
 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
     ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ……………………………………..6
      1.1. Социально-психологический анализ семьи……………………………6
      1.2. особенности взаимоотношений детей и родителей………………….16
      1.3. Самостоятельность как компонент становления 
             самоорганизации детей………………………………………………...36
 2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 
     В СЕМЬЕ…………………………………………………………………….44
      2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений 
             между родителями и детьми…………………………………………..44
      2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор 
             позитивных отношений между детьми и родителями……………….56
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..62
 ПРИЛОЖЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение  значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности  ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину  сформировался как личность. [9, 204с.]
 Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры,  – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья.
 Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,  долговременную и важнейшую роль. У  тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему  поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
 В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.
 В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
 Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.  ............