Часть полного текста документа:Внешнеэкономическое регулирование Большое значение для предприятия при выходе на внешний рынок имеет знакомство со всеми нормативными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность. От знания этих документов зависит успешность экспорта и выбор правильного режима экспорта. Юрий Николаевич Грачев Схематично эволюцию системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) можно представить в следующем виде: 1. Период до 1987 года. Существовала государственная монополия на все внешнеэкономические операции, осуществляемые через Министерство внешней торговли (МВТ) и Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС). 2. Предоставление в 1987 году права ведения ВЭД ряду отраслевых министерств и ведомств с одновременной передачей им профильных объединений МВТ и ГКЭС с их реорганизацией в Министерство внешних экономических связей (МВЭС). 3. В 1991 году происходит дальнейшая либерализация ВЭД с одновременным созданием "института спецэкспортеров" для стратегически важных сырьевых товаров, регистрацией участников ВЭД с выдачей им специальной учетной карточки и занесением предприятия в специальный реестр с указанием разрешенной номенклатурой экспорта. 4. С 1993 года и по настоящее время происходит продолжение процесса либерализации ВЭД: отменяется система регистрации, упразднено понятие "спецэкспортеров", сокращены списки лицензируемых экспортных товаров, отменены экспортные пошлины на большинство товаров, снижаются ввозные пошлины и т.д. Это обусловлено, во-первых, решением России стать членом Всемирной торговой организации (ВТО), а во-вторых, как следствие, реформой российской таможенно-тарифной политики. Цели и задачи государственного регулирования ВЭД можно свести к следующим: 1. Фискальная задача. Увеличение доходной части бюджета, привлечение в экономику валютных средств извне, создание как можно большего положительного сальдо внешней торговли. В последние годы положительное сальдо внешней торговли России росло достаточно быстрыми темпами за счет опережающего роста экспортной выручки при одновременном сохранении объема импорта (или даже иногда его небольшом сокращении). 2. Протекционистские цели. Это прежде всего защита отечественного производителя от зарубежных конкурентов (временная или постоянная), демпинговые и антидемпинговые процедуры, гибкое регулирование экспортных и импортных пошлин. В качестве примера можно привести изменение экспортных пошлин на нефтепродукты при резких колебаниях внутреннего спроса, изменение экспортных пошлин на уголь, для защиты отечественных производителей повышение импортных пошлин на медикаменты, сахар и другие, производимые в России, товары. 3. Стимулирующая (преференциальная) задача. Заключается в системе льгот для экспортеров или импортеров той или иной продукции, определяемых на конкретный момент (например, экспорт машин и оборудования или импорт ядохимикатов для сельского хозяйства); возврат поставщику НДС при экспорте своей продукции; система дотаций отдельным отраслям промышленности при экспорте. Говоря сегодня о механизмах государственного регулирования ВЭД в России, их можно свести к следующим основным направлениям: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование. ............ |