Часть полного текста документа:ВНЕШНИЙ МИР. "ЧУЖИЕ - СВОИ". Можно представить, как выглядели в восприятии древнерусского человека его собственный город, семья, круг общения, т.е. те части социума, которые выступали для него в качестве "своих". Однако картина общественного устройства осталась бы не завершенной без выяснения образа "чужих", относительно которых определялись рассмотренные выше "свои". Оппозиция "свои - чужие" является одной из базовых в человеческом сознании. С ее помощью новорожденный человек производит первую ориентацию в мире; в далекой древности противопоставление "своих" "чужим" послужило первым шагом к развитию самосознания вида homo sapiens. Историческое развитие человечества дает самые разнообразные примеры воплощения этой оппозиции в социальной психологии. Неповторимыми чертами своеобразия обладает образ внешнего мира, представления о "чужих", эпохи раннего русского средневековья. Подобно тому, как объем понятия "свои" бывает разным в различных случаях - от своих домочадцев до жителей одной волости, точно так же многомерно и представление о "чужих". Для ориентировки наметим три уровня восприятия этого понятия: 1) "чужие" - население других русских земель относительно своих сограждан; 2) "чужие" - иноплеменники, с которыми приходилось сталкиваться в реальной жизни; 3) "чужие" - полумифическое население дальних неведомых стран, о которых слыхали от редких путешественников или читали. Свои "чужие". Вопрос об отношении к населению чужих земель-волостей тесно связан с проблемой осознания единства Руси. Как известно, в XII веке русские земли не составляли единого монолитного государства. В то же время, они не были абсолютно независимыми и невзаимосвязанными политическими образованьями. Поэтому и развитие идей относительно этого предмета носило двойственный характер. В общественном сознании существовали две противоречащие друг другу тенденции. Одна из них является, по сути, отражением сепаратистских устремлений русских земель, стремящихся к самостоятельности. Постоянные межгородские столкновения, ссоры князей, т.е. сама общественно-политическая ситуация предполагала осознание каждой волостью своей "самости". Повседневная жизнь диктовала свои установки. Города-государства боролись друг с другом: руками своих князей плели политические интриги, выступали друг против друга гражданскими ополчениями. Новгород боролся против гегемонии Киева, Владимир против "старых" Ростова и Суздаля и пр. Действительность чаще всего актуализировала в сознании тот уровень оппозиции "свои - чужие", где в роли "своего" пространства выступала не Русская земля, а родной город. У древнерусского горожанина было более чем достаточно причин относится к другим городам не только как к чужим, но, иногда, и как к врагам, не предаваясь размышлениям о теоретическом братстве и единстве. Картина социального мира, свойственная типичному представителю древнерусского общества была замкнута в рамки его собственной земли-волости. По удачной формулировке В.П.Даркевича "Природной хаотической дикости противостояло архитектурно организованное, очеловеченное, окультуренное пространчтво, упорядоченный и одомашненный мир, где обитаттелям не грозит опастность, где они всегда среди своих". Как было замечено еще В.И.Сергеевичем, свод по Русской Правде не идет в чужую землю. ............ |