Часть полного текста документа:Внимание Романов В.Я. Общие представления о внимании. Явления, эффекты и критерии наличия внимания. 1. В ответ входят представления о феноменологии, фактологическом слое и содержательном аспекте наблюдаемых явлений и что с этим явлением делается. Желательно попытаться сузить тему до собственной специализации и избегать определений. Говоря о внимании мы фактически имеем дела с двумя аспектами нашей психической жизни: 1. Аспект избирательности, выбора нашей деятельности, объекта сознания, переживания, т.е. селекция. 2. Если выбор произошел, то в силу задачи, цели деятельности необходимо удержание объекта, сопротивление отвлекаемости появляющегося нового. Для этого необходимо совершать напряженную внутреннюю работу по сосредоточению, удержанию объекта в фокусе сознания или деятельности. Это аспект усилия, интенсивности, затраты психической энергии на удержание выбранного объекта. За обширной феноменологией и фактологией внимания всегда скрываются эти два аспекта любой психической деятельности, любого состояния: выбор и поддержание этого выбора. Говоря о внимании мы всегда имеем дело с феноменологией того, что происходит в сознании, потому что внимание это фундаментальное свойство сознания. Ни одно из содержаний сознания без описаний его в терминах сознания невозможно. С другой стороны это феномен не только сознания, но и определенного проявления поведения и деятельности, поэтому здесь можно говорить о проявлениях, эффектах внимания в деятельности, поведении и т.д. Таким образом есть феномены -- то что мы можем непосредственно переживать и дать об этом отчет, и есть проявления, о которых мы не можем говорить в рамках самонаблюдения и необходимо смотреть какие проявления, эффекты оказывает внимание помимо сознания на все другие формы содержания психики или психического. Здесь встает вопрос о существовании критериев внимания, связанный с существующим до сих пор нерешенным вопросом о природе и механизмах внимания. В настоящее время существуют две противоречивые точки зрения на этот вопрос: 1. Внимание как самостоятельный процесс имеет свой специфический продукт и свои конкретные механизмы, и следовательно это особый специфический процесс. 2. Внимание как сторона другого процесса не имеет своего специфического продукта, так как в каждом конкретном случае мы говорим о внимании перцептивном, мыслительном, моторном, исполнительном и т.д. Можно сказать, что внимание это особое свойство сознания, восприятия, исполнительной деятельности, мышления. Это свойство не всегда есть, потому что есть восприятие, движение без внимания. И мы имеем дело с вниманием в силу механизмов данного процесса (восприятия, мышления и т.д.). Так как этот вопрос о природе внимания не решен до сих пор, а феноменология и проявление внимания есть, то в силу этого нам необходимо иметь критерии или признаки на основании которых мы можем отнести данное событие или процесс к кругу совокупности процессов называемых вниманием. Необходимость критериев возникла из потребности определить вне зависимости от занимаемой точки зрения на природу внимания 1 и в силу того что внимание существует как феномен и как эффект, без которых продуктивная деятельность не может осуществляться, относится ли данное явление к категории внимания. Сказанное выше является общей структурой ответа на вопрос. ............ |