КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТХОМ И ТС
«ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО»
Выполнил:
Сайкина Е.П.
Студент группы
07-ТХМ-5Б
Проверил:
Егорова М.Г.
Содержание
1. Введение
2. Виды кружевоплетения
3. История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
4. Стилистические особенности вологодского кружева
5. Список использованной литературы
6. Приложение. Иллюстрации
Введение
Искусство моды заразно и быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом…
Что мы можем понимать под словом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень.
Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.
В конце XVIII – начале XIX вв. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц.
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное «немецкое» кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».
Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других. ............