| Часть полного текста документа:Вопросы надежности при чрезвычайных ситуациях В.Н. Новиков, А.В. Тачков Обеспечение надежности функционирования зданий и сооружений железнодорожных объектов должно быть реализовано на этапах их проектирования, строительства и эксплуатации.
 Надежность строительных систем при их проектировании, возведении и эксплуатации обеспечивается выполнением следующих условий:
 • правильный выбор основных расчетных схем, в наибольшей мере соответствующих действительной работе системы в процессе возведения и эксплуатации; достоверность и полнота инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий;
 • рациональные технологические процессы изготовления и возведения конструкций, а также условия их эксплуатации;
 • выбор материалов с соответствующими прочностными характеристиками в зависимости от их назначения и значимости, от района строительства, заданного срока службы системы и условий ее эксплуатации;
 • защита, при необходимости от разрушения или износа всей системы или отдельных ее элементов;
 • учет при проектировании природно-климатических, силовых и других воздействий, возникающих в процессах возведения и эксплуатации системы;
 • учет при проектировании и возведении поперечной и продольной жесткости и устойчивости системы;
 • выполнение требований технических регламентов на строительные материалы, изделия и конструкции при строительстве и эксплуатации;
 • рациональные решения сопряжений и соединений (узлов, стыков) элементов системы с учетом условий возведения и монтажа системы;
 • строгий операционный, лабораторный и геодезический контроль в процессе изготовления материалов и конструкций, а также в процессе строительно-монтажных работ и эксплуатации сооружения.
 Как показывает анализ аварий строительных конструкций, зданий и сооружений, нарушение одного или нескольких из перечисленных условий приводит к снижению надежности системы, а зачастую - к ее разрушению.
 В настоящее время для определения возможных, но нежелательных явлений на железнодорожном транспорте, приводящих к экономическим и социальным потерям, употребляется ряд терминов понятий (авария, крушение, катастрофа, трагедия, чрезвычайная ситуация и т.д.). Всякое явление предполагает его анализ, влияние причин и их исключение или же воздействие на это явление с целью восстановления первоначального состояния объекта, на который было оказано воздействие этого явления.
 С этой точки зрения целесообразно использовать и рассматривать следующие явления - чрезвычайные ситуации:
 - ситуации, которые можно и прогнозировать, и предотвратить;
 - ситуации, которые можно прогнозировать, но невозможно предотвратить;
 - ситуации, которые невозможно ни прогнозировать, ни предотвратить.
 Учитывая, что основным показателем работы железнодорожной линии, обеспечивающий уровень безопасности движения, является надежность, под которой следует понимать сохранение во времени в допустимых пределах значений всех параметров системы, характеризующих способность ее выполнять свои функции в заданных режимах и условиях.  ............
 |