Часть полного текста документа:Вопросы учета интеллектуальной собственности в ходе приватизации предприятий Руководитель отдела специальных программ ЗАО "Интеллект" А.Г. Ханкевич Судя по духу ряда постановлений и нормативных актов государство все чаще обращает внимание на интеллектуальный ресурс общества. Для этого есть ряд причин, как внешних, так и внутренних факторов, которые активно обсуждаются в обществе. В частности, это различные нормативные акты, направленные на увеличение инновационной активности, на изменение устойчивой тенденции ресурсоориентированности Российской экономики. Если рассматривать интеллектуальную собственность (ИС) как разновидность собственности в широком смысле, то необходимость учитывать эту составляющую федеральной собственности в процессе приватизации очевидна. Об этом, в частности, прямо сказано в статье 11 Закона о приватизации1, согласно которой состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Также, согласно ст.132 ГК РФ, как составные части в имущественный комплекс предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. И то, что в ходе проведения "первой волны" приватизации (1992-1997г.г.) федеральная интеллектуальная собственность не принималась в расчет и не учитывалась как составная часть имущественного комплекса предприятия, является темой многочисленных публикаций и основанием для призывов о пересмотре итогов приватизации. Согласно Прогнозному плану2 приватизации федерального имущества на 2003 планируется приватизировать акции 628 открытых акционерных обществ и 435 федеральных государственных унитарных предприятий и получить доход от приватизации в размере 51 млрд. рублей. И, по-видимому, после "второй волны" приватизации 2003 года ничего существенно не изменится и некоторые государственники и политические лидеры, обойденные при разделе федеральной собственности, будут обсуждать на страницах печати и в различного рода законопроектах вопросы недооцененности и неучтенности ИС при приватизации предприятий федеральной собственности. Для такого рода утверждений есть реальные предпосылки субъективного и объективного характера. К последним можно отнести предлагаемый механизм учета и оценки результатов научно-технической деятельности (РНТД), разработанный рядом министерств, ответственных за подготовку и реализацию п.3 Постановления Правительства3. Речь идет о разработанной в "недрах" Минпромнауки, Минэкономики и Минюста Методических рекомендациях по инвентаризации прав на РНТД4. Вышеупомянутое Постановление направлено на учет РНТД, полученных в ходе проведения различных НИР и НИОКР, финансирование которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, госбюджета СССР, средств государственных внебюджетных фондов. ............ |