МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике
на тему: «Воспитание чувства бережливости у детей младшего школьного возраста»
Выполнила: студентка IV курса
заочного отделения
Мищенкова А. В.
Научный руководитель:
доцент кафедры ОиСП
кандидат педагогических наук
Волобуева Н. А.
Армавир, 2008
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников 6
1.1. Бережливость как составляющая нравственного воспитания младших школьников 6
1.2. Методы и формы воспитания бережливости у младших школьников. 12
1.3. Программное обеспечение экономического воспитания у детей младшего школьного возраста. 13
Глава II. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста. 19
2.1. Диагностика уровня сформированности бережливости у детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Модель внеклассных занятий по программе «Экономическое воспитание школьников». 28
Заключение. 30
Библиография. 33
Приложение № 1 Анкета на выявление сформированности экономических представлений, в том числе и категории «бережливость» у детей младшего школьного возраста 37
Приложение № 2. Учебная программа по курсу «Экономика» 2-3 (3-4) классы
Приложение № 3. Календарно – тематическое планирование уроков экономики в 3 классе
Приложение № 4. Конспекты уроков по экономике.
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Особый интерес школьников и их родителей к экономическому образованию привел к тому, что значительная часть общеобразовательных школ ввела не только в средней, но и в начальной школе изучение основ экономики.
Во многих школах предмет "Экономика" включен в учебные планы. Известны курсы экономики Л. В. Занкова, Л. Антоновой, И. Липсица, Б. Райзберга и др.
Проблемам экономического воспитания школьников уделили особое внимание А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов и др., формирование экономической культуры - предмет исследования Е.Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др.
Существует практическая значимость и необходимость осуществления экономического воспитания и образования, актуальность вопросов формирования экономического сознания и мышления подрастающего поколения, необходимость осуществления начальной экономической подготовки. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
По данным психологов, младший школьный возраст является периодом более интенсивного освоения социальной среды. ............