Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Астраханский государственный технический университет
(АГТУ)
Институт экономики
Кафедра социологии и психологии
Реферат
По дисциплине: «социология управления»
Тема:
«Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание»
Выполнила: ст-ка гр. ДФД-41
Джоржанова Р.К.
Проверила: ассистент кафедры
Ильчук С.Б.
АСТРАХАНЬ 2009
Содержание
Введение. 3
I. Основная часть. 4
1.1. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации. 4
1.2. Массовая коммуникация и социальные стереотипы.. 6
1.3. Массовая коммуникация и политические процессы.. 8
1.4. Негативное воздействие массовой коммуникации. 9
1.5. Позитивное воздействие массовой коммуникации. 11
Заключение. 13
Список литературы.. 16
Введение Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.
Коммуникация - явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др.
В своей работе мне хотелось бы осветить вопрос воздействия массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание.
Массовая коммуникация - это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.
Цель реферата – изучить закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию. Главное внимание уделяется исследованию проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, ради, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.
I. Основная часть
1.1. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его.
Позже понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. ............