Возмещение вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий в порядке использования международно-правовых процедур
Действия военнослужащих по возмещению вреда, причиненного им в условиях боевых действий, в порядке национального судебного производства не всегда является окончательным этапом защиты их личных прав и законных интересов. Как показывает практика - даже в случае положительного разрешения дела в суде и принятия решения об удовлетворении требований истца (заявителя), последним не всегда удается добиться его реального исполнения ответчиком (публичным органом). Статистика рассмотрения военными судами дел, связанных с возмещением военнослужащим (членам их семей) вреда причиненного их личным правам и законным интересам в условиях боевых действий, свидетельствует о том, что, например, в 2003 году из 23 568 решений судов об удовлетворении упомянутых требований военнослужащих, более 40% не были исполнены в течение года, около 15% - в течении нескольких летр[1].
Причины данного явления весьма многогранны - здесь и несогласие органов государственной власти с решениями судов (иногда молчаливое), отсутствие реальной возможности исполнить решение суда (как следствие недофинансирования или избытка подобных решений) или же просто нежелание отдельных должностных лиц подчиняться такому решению.
Указанные обстоятельства позволяют автору сделать вывод о том, что использование всех предусмотренных российским законодательством национальных механизмов (институтов) не гарантирует полную защиту личных прав и законных интересов. Но, к счастью, мировое сообщество, предвидя подобные обстоятельства и действуя в интересах личности, разработало международные механизмы защиты личных прав и законных интересов граждан (военнослужащих).
В их числе деятельность Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Международный военный трибунал, Европейский Суд по правам человека и др.[2]
В настоящее время, по утверждениям многих известных правозащитников, государственных деятелей и обычных граждан[3], наиболее эффективным международным институтом защиты личных прав и законных интересов обычных граждан (военнослужащих) является Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд), осуществляющий свою деятельность на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней (далее - Европейская конвенция), а также регламента Европейского Суда[4].
Европейский суд по правам человека - это наднациональный орган правосудия, который с момента создания 21 января 1959 года ознаменовал собой качественно новый этап интеграции правовых систем европейских стран. Как отмечает известный российский ученый А.Я. Сухарев, решения Европейского суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей[5].
В соответствии со статьей 15 Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом важно отметить, что не все международное право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом принципы взаимоотношений государств, равно как и ратифицированные российским парламентом международные договоры, являются частью российской правовой системы. ............