Часть полного текста документа:Возможности выявления субстратных элементов в культурно-значимой лексике. В.П. Калыгин Какой бы ранней ни была датировка появления кельтов в Ирландии, кельты пришли в туда значительно позднее создателей мегалитической культуры. Это значит, что предки ирландцев встретили на острове многочисленные и разнообразные каменные сооружения. Их количество, размеры и культовая значимость для аборигенов не могли не впечатлить пришельцев. В лингвистическом отношении это обстоятельство представляет особый интерес, поскольку появляется возможность - хотя бы чисто теоретическая - обнаружить в соответствующей номенклатуре следы языка-субстрата. Как уже было сказано, аналогичный предмет - могильный холм из камней - в Ирландии назывался carn. В современной (англоязычной) археологической литературе это слово функционирует как термин cairn, обозначающий мегалитические сооружения, распространенные от Испании до Скандинавии. В частности, одна из разновидностей cairn, встречающаяся преимущественно в северной части Ирландии, - court cairn - представлена свыше 300 памятниками. Среди них есть довольно крупные. Так, карн в Боллиолтоне, граф. Даун, один из первых археологически исследованных, имеет в плане (верхняя часть не сохранилась) яйцеобразную форму размерами 37X21м. Некоторые из раскопанных карнов содержат захоронения. Радиокарбонная датировка изученных карнов показывает время кон. 4 - нач. 3 тыс. до н.э. [Harbison 1988, 42-48]. Очевидно, далеко не все карны относятся к такой глубокой древности. В древнеирландских сагах есть сцены, описывающие сооружение карнов и их назначение. В саге "Разрушение дома Да Дерга" есть такой фрагмент [TBDD § 67]: "Они отправились от Побережья Фуйрте и каждый взял по камню, чтобы сделать карн; ибо первыми стали различать убийство и разбой, устанавливая стелу при разбое... Карн же ставили при убийстве... В этот раз они поставили карн, так как было убийство". Трудно сказать, является ли такое употребление карна вырожденным ритуалом (благодарственная жертва богам разрушения?) или чем-то другим, скажем, обычным бахвальством уголовников. В саге "Вторая битва при Маг Туйред" рассказывается, что накануне битвы демонических существ фоморов и Народа богини Дану фомор Охтриаллах, внук царя фоморов, приказывает своим воинам взять по камню из реки Дробеса и отнести их в источник Achad Ablach 'яблоневое поле' , который находился на запад от места будущей битвы Mag Tuired 'равнина столбов'. Когда каждый фомор принес по камню, источник оказался засыпанным и на его месте образовался карн. Мотив "запирания вод" играет важную роль в ирландской мифологии. Так, в саге "Разрушение Дома Да Дерга" гибель главного героя Конайре вызвана отсутствием воды. Развертывание этого мотива в "обратном" направлении можно видеть в финале "Второй битвы", когда Луг помещает отрубленную голову предводителя фоморов Балора на каменный столб, столб распадается и под ним из крови Балора образуется озеро. Это место стало называться Carn Uн Nйit (Uн Nйit - патроним Балора, т.е. Внук Ниата), соответствующее современному мысу Mizen Head. Использование карна в качестве места захоронения было, по-видимому, широко распространенной практикой. Дополнительно можно назвать Старину мест (Dindsenchas) "Carn Conaill", где говорится, что Коналл, сражавшийся против Кухулина, похоронен своим отцом в Коннахте в карне [Thurneysen 1921, 492-3]. ............ |