Часть полного текста документа:Возможные подходы к оцениванию эффективности управления в регионе "назначенным" губернатором: обзор и интерпретация международного опыта Цыганков Д.Б., Кузнецова Е.С. (ГУ-ВШЭ) Новая система утверждения глав регионов России выводит на первый план проблему мониторинга и конечной оценки эффективности их работы, что должно влиять на решение, номинировать ли их на следующий срок/выбрать другую кандидатуру или даже отозвать в ходе данного срока полномочий. С нашей точки зрения, в ближайшие год-полтора необходимо выстроить систему прозрачных и общедоступных индикаторов результативности в регионах, а подготовку - возложить на Счетную палату РФ, которая до сих пор концентрировалась на проверке целевого использования средств, но не на эффективности их использования и не на дальнесрочных (побочных) последствиях проводимых политик/программ. Если обратиться к зарубежному опыту, то типичная западная Счетная Палата или Аудиторский Офис (названия отличаются в разных странах) совмещает в себе помимо функций финансового контроля, и контроль над реализацией тех или иных политик и программ, т.н. "Performance Audit". И если раньше большинство Аудиторских Офисов было нацелено на проведение финансовых оценок, то сегодня все большее их количество начинают проводить оценки программ и политик. Для начала необходимо определить, что именно понимается под оценкой программ и политик в терминах Аудиторских Офисов. Аудит проводимых мероприятий включает в себя следующие аспекты: постановку целей программы, промежуточных и конечных; оценку эффективности и результативности проекта, анализ надежности и адекватности результатов программы, мониторинг, соответствие расходов выделенным бюджетным средствам, а также законность проводимых мероприятий. Предметом оценки выступают государственные программы или проекты индивидуальных агентств, получающих бюджетные средства. Распространена практика оценки проектов, проводимых внебюджетными фондами и государственными торгово-промышленными предприятиями. В случае с анализом государственных грантов, и других видов поддержки в функцию надзорных инстанций входит детальное рассмотрение, как расхода бюджетных средств, так и соответствие результатов целям и задачам программы. С чем связано обращение западных Аудиторских офисов к использованию оценивания программ и политик в рамках их деятельности? Так, Датский Аудиторский Офис в своем отчете "Mission Impossible?" на данный вопрос отвечает следующим образом. "Аудит не должен сводиться лишь к тому, что мы привыкли понимать под ним. Аудит является частью системы, нацеленной на выявление отклонений от эффективных стандартов и принципов законности, анализ результативности, действенности и экономичности проводимых мероприятий" (International Seminar on Effective Performance Auditing, Гаага, май 2002). Логичным кажется обращение западных исследователей к следующим вопросам: что должно являться конечным результатом оценок? Должны ли отчеты Аудиторских Офисов влиять на процедуры и проекты государственного сектора, и если да, то, каким образом? Как самим аудиторам достичь наилучших результатов оценок? Рассмотрим эти вопросы подробнее. Планирование оценки При планировании оценки той или иной программы или политики основной акцент делается обычно на ее существенность, рискованность и актуальность. ............ |