Часть полного текста документа:Министерство Образования Российской Федерации ххххххххххх Юридический факультет Возникновение древнерусского права в ХI-XIII вв. Реферат по "Истории отечественного государства и права" студентки 1 курса, группы 12 Набоковой Лолиты Владимировны (оценка - пять) Санкт-Петербург 2000 год При Ярославе Мудром (1019-1054 гг.), сыне Владимира Святого, Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров Европы того времени. В это же время был составлен первый письменный свод законов Древнерусского государства - "Русская Правда". По мнению историков, "Русская Правда" существовала в трех основных редакциях. В литературе их называют Краткой, Пространной и Сокращенной. "Краткая Правда", составленная при Ярославе (до 1054 г.), состоит из Правды Ярослава (1-17 статьи), называемой в оригинале рукописи "Правда Роськая"; Правды Ярославичей - сыновей Изяслава, Всеволода и Святослава (18-41 статьи), в оригинале - "Правда уставлена руськой земли"; "Покона Вирного" Ярослава (42 статья) - устава вирнику о сборе виры (денежного штрафа); и "Устава мостьников" (43 статья) - о плате мастерам за ремонт и постройку новых мостов. Это первый рукописный свод норм русского права, дошедший до нашего времени. Затем она расширяется и дополняется, перерастая в следующий вариант - Пространную редакцию, (датируемую в разных источниках XII-XIII вв.), и связанную с именем Владимира Мономаха, которая разделяется на "Суд Ярославль Володимерича" - Суд Ярослава (1-52 статьи) и "Устав Володимерь Всеволодовича" - Устав Владимира Мономаха (53-121 статьи). В Пространной редакции первобытные нормы права отчасти заменяются более цивилизованными, в частности, принцип "око за око" заменяется системой штрафов за причинение "обиды". Сокращенная редакция или Поздняя редакция появилась в XIV-XV вв. из переработанной Пространной редакции. Она содержала нормы права с учетом изменений, произошедших в реальной жизни. В реальности не существовало единого документа "Русской Правды". Нормы права были записаны в церковных, т.наз. "кормчих" книгах и сохранились в виде отдельных норм, переписанных монахами отдельных книг. Кроме того, каждый князь мог добавлять новые правовые нормы по своему усмотрению, так как в народе они распространялись устно, в основном как воля князя. Правда Роськая по древности содержащихся в ней законов отличается от Пространной редакции, представляющей собой свод феодальных законов, сохранившийся во множестве копий в составе юридических сборников, служивших руководством для судей. Источниками кодификации права явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм "обычного права" относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей - имеют право мстить только брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая вира" налагалась на всю общину). ............ |