Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ
Тема: Возникновение и развитие политических учений
ПОДГОТОВИЛ:
СТУДЕНТ 454 ГРУППЫ
ОКУНЕВ А.А.
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель кафедры
Путилов П.Д.
Белгород - 2008
ПЛАН Введение
1. Политическая мысль XIX века
2. Политические теории ХХ века
Заключение.
Рекомендуемая литература.
Ведение
Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических теорий и деятельность научных сообществ. Со второй половины ХХ века начинается новая эпоха развития общества и соответственно наблюдается взлет политической мысли, призванный проанализировать и обобщить глобальные изменения и новые реалии.
Политическая мысль XIX века
На рубеже XVIII-XIX вв. наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии прежде всего в русле немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма.
Человек, считает он, должен в своем поведении руководствоваться велениями нравственного закона. Свобода имманентна каждой личности, но она часто перерастает в произвол одного человека по отношению к другому. Чтобы ограничить такой произвол, необходимо право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства, благо и назначение которого Кант видит в максимальном соответствии его устройства и деятельности принципам права (концепция правового государства). Идеал Канта - верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящихся. Он был противником революционных методов борьбы за власть, признавая только постепенные реформы сверху, предложил проект «вечного мира», положения которого актуальны и сегодня.
Эволюцию от либеральных к консервативным идеям демонстрирует в своем учении Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). На раннем этапе своей деятельности он разделял политические идеи французской революции («Конституция Германии»), в дальнейшем («Философия права») Гегель коренным образом меняет свои взгляды. Выводя право из свободы воли, он прослеживает процесс его превращения в закон, дающий праву форму всеобщности и подлинной определенности. Свобода личности реализуется в праве частной собственности, в правовом равенстве людей. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Элементы гражданского общества - система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация, его структура - три сословия: земледельцы, промышленники и чиновники. Государство Гегель считает основанием гражданского общества. Оно выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право (в отношениях с другими государствами) и как субъект всемирной истории. Индивидуальное государство, по Гегелю, в идеале - основанная на разделении властей конституционная монархия. Причем, разделение законодательной, представительной власти и власти государя он понимает как их органическое единство, отстаивает суверенитет наследственного конституционного монарха. ............