Федеральное агентство по образованию
Российский государственный университет имени И. Канта
Кафедра философии и культурологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: “Возникновение музея как феномена культуры”
по дисциплине: “Культурология”
Студентки 1 курса отделения ОСП
исторического факультета РГУ им. И.Канта
специальности “Культурология”
Серебряковой М.Ю.
Калининград 2009
Содержание
Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансное коллекционирование
Заключение
Список литературы
Введение
С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.
Музей – уникальное явление истории и культуры, овеществленное хранилище времени. Он выступает средством расширения культурного горизонта, оформляет в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, возрастных, этнических групп. В широком смысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.
До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.
Первобытный Протомузей – храм-пещера, заполненный рисунками, культовыми предметами был и природным, и ритуально-символическим пространством, которое строилось по принципу: периодическое повторение того, что было, создает уверенность в том, что есть нечто абсолютное. И хотя это “нечто” имеет сверхчеловеческую природу, тем не менее, оно становится доступным в ритуальных действиях, которыми руководили шаманы.
Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодолении порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения младшим. Первобытный человек жил как-бы в двух временных пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и обращался в прошлое – к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики – хранители живой традиции1.
Первобытный Протомузей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущее настоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, который был глубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержать прошлое в его целостном бытии, культивируя тем самым идею “музейности”.
Так как весь ритуал переживался как истинная реальность, все, что относилось к ней, приобретало магический смысл. ............