Министерство образования Российской Федерации
ГОУВПО «Братский государственный технический университет»
Возрастная психология
часть 1. общие вопросы возрастной психологии
Учебно-методическое пособие
Братск 2003г.
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено для студентов дневной, заочной и ускоренной форм обучения по специальности «Педагогика и психология».
Возрастная психология – одна из основных дисциплин, освоение которых необходимо для профессиональной деятельности педагога-психолога, так как это наука, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека.
Целью дисциплины является рассмотрение многообразия составляющих психического развития личности на протяжении жизни человека.
Основная задача изучения курса – раскрыть определяющие закономерности психического развития, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека.
Данное учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по первому разделу курса «Возрастная психология», список рекомендуемой литературы, требования к курсовым работам и темы курсовых работ, приложения. Теоретический материал соответствует учебной и рабочей программам дисциплины «Возрастная психология» и знакомит с проблемами, средствами и методами этой науки на современном этапе.
ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
1.1. Возрастная психология как наука
Возрастная психология – это особая отрасль психологии, которая изучает закономерности возрастного развития.
Предмет исследования возрастной психологии - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Вспомним, что онтогенез - это развитие психики от рождения до конца жизни человека.
Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология.
Научную основу возрастной психологии в нашей стране составляют фундаментальные теоретические положения о социальной природе психики человека и закономерностях ее развития на всех этапах онтогенеза, отражающиеся в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, А.В. Петровского, В.В. Давыдова, П.Я.Гальперина и др. Согласно этим положениям, психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.
Главная проблема возрастной психологии – проблема становления личности. В отечественной психологии личность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.
1.2. Задачи возрастной психологии
Возрастная психология является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. ............