Часть полного текста документа:Содержание: Введение: об основном вопросе. 2 Время как эстетический горизонт. 4 Рассудок и время. 6 Трансцендентальная способность воображения и время. Феномен. 12 Время и трансцендентальная способность воображения. Время. 18 От основного вопроса. 24 Библиография. 25 Введение: об основном вопросе Вопрос "Критики чистого разума", имеющийся как основной, есть вопрос "как возможны синтетическое суждения a priori?", действительность вопроса может открыться, т. е. стать явной эксплицитно из присутствия в вопросе имплицитным образом, в переиначивании постановки изначального вопроса. "Как возможно сущее в действительности?" - вот путеводный вопрос этого текста1. Данный вопрос имелся скрытым образом уже в следующих постановках. Виндельбанд: "В чем состоит и на чем основывается отношение познания к своему объекту?"2 Кассирер: ""Как" происходит суждение о предмете"3. Наличествование скрытым образом вопроса "Как возможно сущее в действительности?" предопределило гносеологическую направленность постановок основного вопроса, а не отменило ее. Основной вопрос как путеводный имеет свою собственную направленность: "пред-рассудок", "пред-мнение", которое позволило ему сбыться как вопросу, и которое, в конечном счете, будет вести от вопроса ко всякой позитивной возможности ответа на него, но не только. Еще и к слышанию самого вопроса в каждом приведенном истолковании. Этот "пред-рассудок" покоится в следующем: время - вот то, что позволяет сбыться сущему в действительности4. Поэтому приблизительное прояснение статуса времени в рамках Трансцендентальной эстетики и Трансцендентальной аналитики имеется как основное данного текста, как единственная исключительная возможность выявления оснований феноменального бытия. Время как эстетический горизонт. Непосредственность восприятия есть как отводящее, главным образом, чувственность от рассудка. "Каким бы образом и при помощи каких бы средств ни относилось познание к предметам, во всяком случае, созерцание есть именно тот способ, каким познание непосредственно относится к ним и к которому как к средству стремится всякое мышление"5. Восприятие, которое есть непосредственным образом, сбывается как восприятие первой сущности, что и позволяет времени быть во временной целостности, именно имение дела с первой сущностью вне дискурсивности чистого рассудка есть "начало" чувственности, горизонтом которой имеется время. Непосредственность восприятия есть двояким образом; всякое созерцание двойственно: сам акт созерцания и его созерцаемое. Акт созерцания как всякий сознательный акт характеризуется спонтанностью в своем истоке - Трансцендентальная эстетика Канта не имеет предметом рассмотрения акты созерцания, это превышает её полномочия. Предметами тематизации оказываются созерцания с акцентуацией преимущественно на созерцаемом. Кант разводит два типа созерцания: эмпирическое созерцание и чистое созерцание, возможностью чего служило различенность в созерцаемом в данных интуициях. Эмпирическое созерцание ("те созерцания, которые относятся к предмету посредством ощущения, называются эмпирическими")6 всегда полагает собой акт чистого созерцания. ............ |