Часть полного текста документа:Второй дошкольный период развития ребенка В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин В зависимости от уровня развития ребенка он продолжается с 2-3 до 6-7 лет, до того времени, когда ребенок отправится в школу. Это время, когда заканчивается четвертая и наступает пятая, по Валлону, стадия развития мыслительных способностей ребенка. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет), включает в себя три этапа. В трехлетнем возрасте начинается этап противопоставления. Это время активного развития "Я". Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам. Это время, когда ребенок без особого труда может различить и запомнить начертания букв, геометрических фигур, цветов. В четыре года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и адрес своего дома. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения. В пять лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к этапу подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя. Однако на всем протяжении этой стадии мышление ребенка конкретно, он пока еще не способен устанавливать причинно-следственные связи. Учебная стадия (с 6 до 12-14 лет)-стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр), в которых он мало-помалу начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости. На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного "Я". Ему требуется еще большая независимость и оригинальность, он познает смысл вещей и законов, которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к рассуждению и к формированию абстрактных понятий, системному видению мира и происходящих в нем процессов. Однако, этот возраст выходит за пределы нашего рассмотрения и мы вновь вернемся во второй дошкольный период. В этот период ребенок значительную часть времени может проводить в детском саду, оставаясь с родителями лишь по вечерам и в выходные дни. Если это так, тем большее внимание должно быть уделено его домашнему воспитанию. Воспитатели детского сада, как правило люди имеющие специальное педагогическое образование и знающие возрастные особенности детей, но ограничены в своих воспитательных возможностях их численностью в группе: с каждым ребенком индивидуально не позанимаешься. Потому в детсадовской группе формируется некий средний уровень детского развития, переступить который можно только используя возможности семьи. Более благоприятно в этом отношении домашнее воспитание, однако в него обязательно должны включаться контакты с другими детьми. ............ |