Часть полного текста документа:Введение в традицию как цель образования Игум. Георгий (Шестун), Захарченко М.В. Мы должны сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость нашей культуры, нашей цивилизации. Иначе наша история не будет продолжаться. Сегодня ситуация в обществе тревожная. Мы переживаем не только социально-экономический, но и духовный кризис, усилия системы образования должны быть направлены на преодоление кризиса, на то, чтобы обеспечить устойчивость не только социально-экономического, но и духовного развития. На это нацеливает Национальная доктрина образования. Необходимо остановить процесс вымирания. Остановить нравственную деградацию. Восстановить историческую память, в буквальном смысле слова - придти в сознание, что значит - восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Все изменения, вносимые в государственную систему образования, должны оцениваться только с одной позиции - насколько они обеспечивают решение этих задач. В данной статье предлагается теоретическая модель, которая, мы надеемся, будет полезна при разработке конкретных технологических решений. В самом широком смысле целью образования является вхождение народа в цивилизацию. Речь может идти не только о соборной личности народа, но и об отдельной человеческой личности - меняется масштаб вопроса, но существо его не меняется. Понятия образования и цивилизации тесно взаимосвязаны со времен античности. "Народ образованный" и "народ цивилизованный" на протяжении веков используются как синонимы. В русле европейской культуры сформировалось представление о цивилизации как о процессе объединения многих народов земли на началах общей жизни. Именно цивилизация превращает мир многообразных этносов в единое человечество. Однако образ "единого человечества" отнюдь не однозначен. Он является предметом самых острых столкновений, и отнюдь не в отвлеченной теории, но в самой что ни на есть горячей практике общественной и политической жизни планеты. В течение ХХ века отчетливо определились главные стратегии цивилизации, базирующиеся на типологически разных началах. Один тип таких начал - формы организации общества, или, как сегодня принято говорить с использованием латинских корней, социума (формы цивилизации), - на них основана общечеловеческая цивилизация. Другой тип начал - это опыт духовного совершенствования (практика духовной жизни), в которой укореняются формы общей жизни, - на них основана цивилизация всечеловеческая (термин Н.Я.Данилевского), или вселенская. Общечеловеческая цивилизация сформировалась в западнохристианской ветви культурно-исторического процесса, вселенская цивилизация - в восточнохристианской ветви. Ее ядром является традиция Православия, хранимая в Церкви и понимаемая как Вселенская традиция, Вселенское Священное Предание. Общечеловеческая цивилизация предлагает на ХХI век стратегию глобализации, которая вполне определилась, заявлена в большом наборе программных документов международного характера и активно проводится в мировой политической и организационной практике. Вселенская цивилизация предлагает на ХХI век стратегию универсализации. Концептуальные основы этой стратегии выработаны в основном в традиции отечественного исторического и социального мышления, ее программные идеи также звучат в государственных документах, в документах международного характера. Каждой цивилизационной стратегии отвечают строго определенные принципы организации образования. ............ |