Министерство образования и науки Украины
Херсонский государственный морской институт
Факультет заочного обучения
РЕФЕРАТ
тема : Выдающиеся морские путешествия и великие географические открытия XI - XV в.в.
студента 3 курса Андрюшина Александра Александровича
шифр Е 3 – 6 -01
Дата поступления _____________________
Дата проверки ________________________
2008
Период XI - XV является периодом развития мореплавания и открытия новых земель, и торговых путей.
Представляется очевидным, что полинезийцы около 2 тыс. лет назад предпринимали длительные морские плавания. Достоверные сведения об их больших переходах по Тихому океану относятся к X- XIII вв. В этот период полинезийцы плавали не только к близлежащим, но и отдаленным островам. В XIII-XIV вв. они совершали океанские переходы к берегам Южной Америки, в Перу. Развитие судостроения в Полинезии шло так же, как и в других районах ранней цивилизации. В начальной стадии для плаваний по океану использовались выдолбленные из дерева челны, но постоянные опасности, подстерегавшие мореплавателей, заставили упорно искать более совершенные конструкции судов. Для того чтобы челн не переворачивался на волне, был придуман балансир - специальная длинная, параллельная диаметральной плоскости доска, крепившаяся к челну двумя поперечинами. Через некоторое время для дальних плаваний стали применять спаренные лодки, скрепленные бортами. Для защиты от волн полинезийцы увеличивали надводный борт, нашивая доски. Крупные суда имели мачты (иногда до трех), паруса, весла, каменные якоря. Длина судов составляла от 60 до 80 футов. Большие суда вмещали до 60 человек и различные припасы.
Благодаря широкому общению с государствами Востока они имели возможность перенимать опыт мореплавателей Индии и Китая. Главный мореходный прибор - компас - был заимствован в Китае и привезен арабами в Европу на рубеже XI-ХП вв. Плавания арабских моряков далеко на юг вдоль восточного побережья Африки и на Мадагаскар позволили изменить сложившееся неверное представление об Индийском океане как закрытом бассейне. Ученые-географы на основании сведений арабских мореплавателей внесли значительные коррективы в существовавшие географические карты. С X в. Арабский халифат постепенно теряет свое значение. В Европе образуются новые государства, складываются новые центры внешней торговли и мореплавания.
Аборигены Тихоокеанского побережья Южной Америки овладели искусством мореплавания задолго до появления испанских завоевателей. На камышовых плотах индейцы выходили в океан и ловили рыбу. Для продолжительных морских походов они использовали бальсовые плоты. Исторические источники XV в. содержат описание конструкции перуанских судов. Плот делали из нечетного количества (от 5 до 11) длинных продольных бревен и нескольких поперечных, связанных лианами или веревками. На бревна укладывали камышовый настил и ставили рубку из бамбука. Прямоугольный хлопчатобумажный парус поднимали на двуногой мачте. Для управления плотом применяли выдвижные доски - гуары, принцип действия которых близок к швертам. Благодаря гуарам плоты могли ходить против ветра со скоростью 4-5 узлов. Якорями служили специально обработанные камни. Грузоподъемность бальсового плота нередко превышала 30 тонн. На таких судах мореплаватели отправлялись в длительные океанские походы.
Великий Новгород следует по праву считать колыбелью русского мореходства на Балтике и Севере. ............