Выявление налоговых преступлений
Исследование практики выявления налоговых преступлений показывает, что от качественной подготовки материалов, передаваемых органом дознания подразделению предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, во многом зависит эффективность уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов по этой категории дел.
Несмотря на наличие по данному направлению соответствующих ведомственных инструкций, по-прежнему остаются невыясненными отдельные вопросы применения ст. 198 и 199 УК РФ, что вызывает необходимость выработки методических рекомендаций, содержащих критерии правовой оценки поступающих органу предварительного расследования сообщений о преступлениях, совершенных в сфере налоговых правоотношений.
Орган дознания, получив первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, обязан в рамках выполнения одной из задач оперативно-розыскной деятельности осуществить соответствующие мероприятия по его выявлению, пресечению и раскрытию. Для этого в первую очередь требуется установить наличие факта неуплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере не менее крупного (200 минимальных размеров оплаты труда - физическим лицом, 1000 МРОТ - организацией) в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Данное обстоятельство должно быть подтверждено доказательством, свидетельствующим о совершении налогового правонарушения.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением является деяние, совершенное виновно в нарушение законодательства о налогах и сборах. Обнаружение этого вида правонарушения фиксируется актом налоговой проверки (ч. 2 ст. 100 НК РФ) или актом о проверке налогоплательщика органами внутренних дел (п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции").
Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:
- обследование помещений (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы;
- изъятие документов (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы и справки к акту изъятия о привлечении к составлению этого акта понятых;
- опрос налогоплательщика или его представителей (в первую очередь - руководителя и главного бухгалтера);
- сбор образцов для сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки;
- другие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".
От полноты собранных материалов зависит:
1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления и являющихся основанием для возбуждения уголовного дела;
2) возможность проведения предварительного расследования в сроки, предусмотренные УПК РФ.
Несмотря на то что в ч. 2 ст. 74 УПК РФ акты поверок и не указаны конкретно в списке источников доказательств по уголовному делу, именно в них чаще всего содержатся данные, указывающие на признаки преступления: время, место и способ его совершения, характер и размер причиненного государству ущерба и другие обстоятельства противоправного деяния. Акты проверок, изложенные и удостоверенные должностными лицами налогового органа и (или) правоохранительного органа, обладают признаками, которые закреплены в ч. ............