Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Астраханский государственный университет
Дипломная работа
Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте
Выполнила:
студентка ОЗО ПП 6 курс
Кипрова Валентина Викторовна
Научный руководитель:
Доцент кафедры психологии развития
акмеологии
Золотова О.П.
Астрахань – 2009
Содержание
Введение
1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте
1.1 Полоролевая идентичность, ее формирование
1.2 Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
1.3 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
2. Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.
В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.
Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.
Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. ............