Федеральное агентство по образованию
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 Российский государственный гуманитарный университет
 Институт психологии им. Л.С.Выготского
 Факультет психологии
 Михалёва Алла Сергеевна
 Дипломная работа студентки 5 курса заочного отделения
 Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников
  
 Москва 2007
  Оглавление
 Введение
 1.Теоретические аспекты мануальной асимметрии и её взаимосвязь с эмоционально-личностной и когнитивной сферой у младших школьников
 1.1 Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
 1.2 Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
 1.3 Онтогененез функциональной асимметрии мозга
 1.4 Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
 1.5 Межполушарная асимметрия и эмоционально-личностная сфера
 1.6 Межполушарная асимметрия и память
 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мануальной асимметрии с эмоционально-личностной и когнитивной сферой
 2.1 Методики исследования
 2.2 Результаты и обсуждение
 2.2.1 Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук
 2.2.2 Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников
 2.2.3 Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер
 2.2.4 Исследование зрительного восприятия в выделенных группах младших школьников
 2.2.5 Исследование произвольного и непроизвольного запоминания в выделенных группах младших школьников
 2.3 Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей
 Заключение
 Список литературы
  Введение
 Индивидуальная картина мозговой организации и психической деятельности cскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия природных предпосылок и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируются функциональные системы по обеспечению высших психических функций.
 Межполушарная организация психических процессов – это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.
 Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие.
 Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.
 Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития.  ............