Введение
Процесс режимной консолидации можно рассматривать и как результат трансформации политической системы, представляющий собой создание условий воспроизводства структур политического режима, имеющего гибридный характер, и как одну из стадий демократического перехода, включающую в себя стабилизацию формально демократических институтов.
Таким образом, режимная консолидация представляет собой стабилизацию системы, но не является условием прекращения режимных изменений, способных привести к консолидации либеральной демократии.
1. Факторы и перспективы политической консолидации в современной России
Консолидация является многоуровневым процессом и, наряду с институциональной стабилизацией, включает в себя консолидацию общества, связанную с унификацией ценностей и норм поведения граждан, поэтому при сохранении демократического вектора развития режимная консолидация может стать основой движения к демократической консолидации.
Процесс перехода к демократии в посткоммунистических странах был инициирован политической элитой и представлял собой совокупность одновременно протекающими во всех сферах трансформационных процессов, сопряжённых с поляризацией и дефрагментацией общества, многочисленными межэлитными конфликтами, что являлось негативным фактором дальнейшего развития государства.
В таких условиях режимная консолидация стала результатом разрешения внутриэлитных конфликтов, но не путём заключения пакта между элитными группами о правилах участия в политическом процессе, что является возможным условием полноценного демократического транзита, а в результате подавления и вытеснения одними политическими акторами других из процесса принятия государственных решений, приведшего к стабилизации политической системы, но вместе с тем, к приостановке процесса перехода к демократии.
Процесс политической трансформации современной России представляет собой пример режимной консолидации и как стадии демократического транзита, и как его возможного результата.
Стабилизация гибридного политического режима, сочетающего черты демократии и авторитаризма, стала результатом разрешения межэлитных конфликтов путём подавления доминирующим актором, основным ресурсом которого стал высокий уровень легитимности, противоборствующих элитных групп.
Достижение внутриэлитной консолидации путём институциональных изменений, направленных на стабилизацию политической системы, способствовало повышению устойчивости демократических институтов, выбранных правящей элитой в качестве рамок функционирования российского политического процесса.
Недостаточная стабильность российской политической системы обусловлена низкой легитимностью органов власти, базирующейся только на демонстрируемой этими структурами принадлежности к доминирующему актору.
Создание "партии власти", направленное на формирование более устойчивого режима с доминирующей партией, не привело к существенному повышению стабильности политической системы, так как партия не воспринимается обществом как самостоятельный и эффективный институт общенационального представительства, что также обусловлено использованием "партией власти" в качестве основного ресурс общественное доверие лидеру государства.
Процесс режимной консолидации в субъектах федерации, выражающийся в реформировании системы отношений между федеральной и региональной элитой и использовании в качестве интегрирующего фактора доминирующей партии, привёл к устранению одной из основных особенностей асимметричной федерации - существенной вариативности развития региональных политический режимов, которая обеспечивалась спецификой распределения полномочий между региональными органами власти и взаимодействием региональных политических и экономических элит. ............