Часть полного текста документа:Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения Выполнил студент группы МШЗП-12 Кононенко А. И. Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", Кафедра резания материалов и режущих инструментов 2005 г.     1. Допуски и посадки цилиндрических соединений     Даны следующие посадки:     O 40 Н8/f7, ES = +89 мкм, EI = +50 мкм; es = 0 мкм, ei = -39 мкм.     O 40 H7/s7, ES = +25 мкм, EI = 0 мкм, es = +68 мкм, ei = +43 мкм.     O 40 H8/js7, ES = +89 мкм, EI = +50 мкм; es = +12 мкм, ei = -12 мкм.     Расшифровываем условное обозначение одной из посадок.     Например: O 40 H7/f7, где:     250 - номинальный размер в мм;     H и f - основные отклонения отверстия и вала, указывающие на расположение поля допуска относительно номинального размера (нулевой линии);     7 и 7 - квалитеты, которыми нормируется допуск размера 40 мм отверстия и вала соответственно;     Н8 -поле допуска отверстия в системе отверстия;     F7 - поле допуска вала, образующего посадку с зазором в системе основного отверстия;     Н8/f7 - посадка с зазором в системе отверстия.     Рассчитываем допуски размеров, предельные размеры детали, предельные зазоры и натяги, допуски посадок.     Соединение O 40 Н8/f7     TD = ES - EI = 89 - 50 = 39 мкм,      Td = es - ei = 0 - (-39) = 39 мкм.     Dmax = D + ES = 40 + 0.089 = 40.089 мм;     Dmin = D + EI = 40 + 0.050 = 40.05 мм;     dmax = d + es = 40 + 0 = 40 мм;     dmin = d + ei = 40 - 0.039 = 39.961 мм.     Посадка с зазором, выполнено в системе вала.      Smax = Dmax - dmin = 40.089 - 39.961 = 128 мкм;     Smin = Dmin - dmax = 40.05 - 40.00 = 50 мкм.     Ts = Smax - Smin = 128 - 50 = 78 мкм; Ts = TD + Td = 39 + 39 = 78 мкм.     Соединение O 40 H7/s7     TD = ES - EI = 25 - 0 = 25 мкм;     Td = es - ei = 68 - 43 = 25 мкм;     Dmax = D + ES = 40 + 0,025 = 40,025 мм;     Dmin = D + EI = 40,00 мм;     dmax = d + es = 40 + 0,068 = 40,068 мм;     dmin = d + ei = 40 + 0,043 = 40,043 мм;      Посадка с натягом, выполнена в системе отверстия.     Nmax = dmax - Dmin = 40.068 - 40.00 = 68 мкм;     Nmin = dmin - Dmax = 40.043 - 40.025 = 18 мкм;     TN = Nmax - Nmin = TD + Td = 68 - 18 = 50 мкм.     Соединение O 40 H8/js7     TD = ES - EI = 89 - 50 = 39 мкм;     Td = es - ei = 12 - (-12) = 24 мкм;     Dmax = D + ES = 40 + 0,089 = 40,089 мм;     Dmin = D + EI = 40 + 0,05 = 40,05 мм;     dmax = d + es = 40 + 0,012 = 40,012 мм;     dmin = d + ei = 40 - 0,012 = 39,988 мм.     Посадка переходная, выполнена в системе вала.     Nmax = dmax - Dmin = 40.012 - 40.05 = 7 мкм;     Smax = Dmax - dmin = 40,089 - 39,988 = 101 мкм;     TS,N = Smax + Nmax = 101 + 7 = 108 мкм.     Допуски и посадки подшипников качения.     Условное обозначение подшипника - 7000124;     Интенсивность радиальной нагрузки - PR = 2100 Н/мм;     Класс точности подшипника - 6;     Виды нагружения колец подшипника:     Внутреннего кольца - местное;     Наружного кольца - циркуляционное;     Режим работы - нормальный или тяжёлый.     2.1 Основные размеры подшипника:     Наружный диаметр D = 180 мм;     Внутренний диаметр d = 120 мм;     Ширина кольца В = 25 мм.     2.2 В зависимости от размеров и класса точности определяем предельные отклонения на изготовление колец подшипника.     Для наружного кольца при D = 180 мм es = 0, ei = -15 мкм;     Для внутреннего кольца при d = 120 мм ES = 0, EI = -13 мкм.     2.3 Выбираем посадки подшипника качения в зависимости от вида нагружения.     В нашем примере (при нормальном или тяжёлом режиме работы) принимаем посадку на вал с полем допуска g6.     Для наружного кольца, работающего при циркуляционном нагружении при диаметре 180 мм и PR = 2100 Н/мм принимаем посадку на корпус с полем допуска P7.     2.4 Определяем предельные отклонения размеров вала и корпуса.     Для вала O 120g6 для корпуса O 180P7 es = 0, ei = -34 мкм, ES = 0, EI = -68 мкм     2.5 Назначаем шероховатость поверхности посадочных мест в зависимости от номинальных диаметров колец и класса точности подшипника.     Для вала:     Цилиндрическая поверхность - Ra не более 1,25 мкм;     Поверхность торцов заплечиков - Ra не более 2,5 мкм;     Для корпуса:     Цилиндрическая поверхность - Ra не более 1,25 мкм;     Поверхность торцов заплечиков - Ra не более 2,5 мкм;     Отклонения от округлости для вала - 8 мкм, для корпуса -10 мкм.     Отклонения профиля продольного сечения для вала -9 мкм, для корпуса - 10 мкм.     Допускаемое торцевое биение заплечиков вала - ? = 19 мкм, корпуса - ? = 35 мкм.     Допуски и посадки шпоночных соединений.     Номинальный размер соединения - O 136 мм;     Посадка по цилиндрической поверхности - H7/k8 ;     Характер соединения шпонки по размеру -плотный.     3.1 Определяем основные размеры деталей шпоночного соединения и схему полей допусков на ширину "в" для заданного характера соединения.     3.2 Строим схему расположения полей допусков для заданного "плотного" характера соединения по боковым поверхностям шпонки, паза вала и паза втулки:     D = d = 136 мм;     b = 36 мм;     h = 20 мм;     t1 = 12 мм;     t2 = 8,4 мм;     l = 100 мм;     d - t1 = 124 мм;     D + t2 =144,4 мм.     3.3 Строим схему расположения полей допусков на размер O 136.     3.4 Предельные отклонения на элементы шпоночного соединения определяем по ГОСТ 233360-78.  ............   |